Речь пойдет об американском независимом кино. Теоретически независимое кино может существовать в любой стране мира – без особой натяжки под этим грифом можно объединить любое претендующее на особый «авторский взгляд» кино, сделанное вне сложившейся системы кинопроизводства, с минимумом затрат и без особых надежд на коммерческий прокат. Однако чаще всего термином «независимое» определяют американское кино, производимое за пределами голливудской империи.
Почему я не люблю продукцию Голливуда? А потому, что это именно продукция в прямом смысле этого слова, растиражированная штамповка, в которую даже если и вложено определенное мастерство, то не вложено ни капли души.
Цель голливудских фильмов - обеспечить народ зрелищами. "Хлеба и зрелищ!". Макдональдс и Голливуд успешно воплотили старинную мечту плебса.
Фильм-продукция Голливуда изначально задумывается как проект, который должен окупиться, творчества и вдохновения там нет ни на грамм (только вдохновленность будущими барышами). Поэтому фильмы такие предсказуемые, прилизанные, политкорректные, напичканные привычными штампами и не содержать ГМО и вредных добавок. Это ментально чистый (пустой) продукт, направленные на скармливание толпе, дабы ее не отвлекли вдруг какие-то "левые" мысли. А чтоб эти мысли не возникали вообще, ум среднестатистического потребителя нужно компактненько сжать до формы сраки - а это легко сделать как раз с помощью поп-индустрии.
Вскормленные на голливудской попсе каловые народные массы будут радостно бежать стадом в том направлении, куда указывает стрелка. Очень удобно, не правда ли? Причем удобнее всего самим участникам стада. Есть такой вид кайфа - радоваться, что все идет намеченным путем (в том числе и фильм), что не будет никаких неожиданностей, все решат за тебя и при этом еще и накормят ржакой. Главное, не отходить далеко от корыта.
Независимое же кино, наоборот, идет наперерез общественному мнению, бьет, как дзенский мастер, по голове палкой, дабы глядящий научился видеть, а не просто смотреть. Настоящие «независимые» – это те, кто отважно экспериментирует с идеологий и художественными приемами и убийственно вольно обходится с консервативными ценностями.
Если голливудский киновысер фильм нацелен только на отбивание вложенного в него бабала и получения прибыли, то независимое кино часто снимается на деньги самих же режиссеров и поэтому оно открывает широкие возможности для творческой самореализации. Независимые режиссеры могут больше думать об артистичности и самовыражении и меньше - о будущих кассовых сборах. Именно этим и привлекают меня подобные фильмы, потому что восторгаться штампованной пластмассой, которую вежливо втюхивают мне представители канадской компании, я до сих пор не научилась, даже если на ощупь она и неотличима от брильянта.
Для многих независимое кино началось тогда, когда в моду вошли фильмы Квентина Тарантино и братьев Коэнов. Но точной даты рождения независимого кино нет, его корни уходят в 40-е годы, во времена первых опытов оккультного гения Кеннета Энгера и немых экспериментов киевлянки Элеоноры Деренковской, вошедшей в историю под именем Майи Дерен. Один из крестных отцов современных независимых – Роджер Корман, устав от бесконечных экранизаций Эдгара По, снял дорожный триллер «Дикие ангелы», предвосхитивший бунтарскую волну «Беспечных ездоков» 60-х. Другой предшественник нынешних альтернативных режиссеров, Джон Кассаветес, гений и фанатик, вкладывал в свои режиссерские проекты деньги, заработанные актерским трудом. Иконой независимых стал малообразованный выходец из рабочих кварталов Питтсбурга Энди Уорхол, свято веривший в право каждой личности на 15 минут славы (впрочем, сам он достиг гораздо большего). Сэмюэл Фуллер – еще один старейшина американского независимого кино, создатель разножанровых шедевров, повлиявший на творчество Годара и Ко во Франции, Мартина Скорсезе в США, Вима Вендерса в Германии. Связи современных американских «независимых» с европейцами намного теснее, чем кажется на первый взгляд. Американский «черный» детектив и картины Форда или Хоукса вдохновляли французскую «новую волну», в свою очередь сильно повлиявшую на новых американцев; без работ ученика Уорхола Пола Моррисси не могло быть «Догмы» Ларса фон Триера (не случайно уорхоло-моррисиевский Дракула Удо Кир стал актером-талисманом фон Триера). Многие арт-хаусные проекты, например, фильмы Джармуша или Грегга Араки финансируются французами. Начиная с 80-х годов культовой фигурой стал мистик и фантазёр Дэвид Линч, последнее время находящий в своих фильмах необычный баланс между авангардностью деталей и размахом повествования в целом. Стоит еще упомянуть Аль Пачино и Шона Пена.
Поделюсь одной своей догадкой насчет независимых режиссеров: изучив их биографии, я пришла к выводу, что почти все они - потомки недавних эммигрантов (т.е. их родители были носителями иных культур, но сами режиссеры родились и выросли в Америке), причем их родители достигли немалых высот на ниве интеллектуального труда. Вот выдержки из биографий известных независимых американских режиссеров:
Энди Уорхол (настоящее имя Эндрю Вархола) родился в Питтсбурге (шт. Пенсильвания, США) в семье словацких эмигрантов.
Гас Ван Сент младший - потомок состоятельных голландских эмигрантов, родился 24 июля 1952 года в городе Луисвилль, штат Кентукки, США.
Джон Кассаветис родился в Нью-Йорке, в семье греческих иммигрантов.
Родители братьев Коэнов: Эдвард и Рена Коэн (оба — еврейского происхождения) были профессорами.
Дэвид Кит Линч родился 20 января 1946 года в маленьком американском городе Миссула (штат Монтана) в семье ученого.
Грегг Араки родился в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, 17 декабря 1959 года в семье этнических японцев — американцев в первом поколении.
Квентин Тарантино родился вне брака у шестнадцатилетней медсестры-метиски Конни Макхью от Тони Тарантино, американца итальянского происхождения, актёра и музыканта.
---------------
А теперь назову те фильмы, которые запомнились лично мне:
"Телефонная будка", "С меня хватит (Падение/Крушение)" - Джоэла Шумахера. Также известен его фильм "Призрак оперы".
Разоблачительные фильмы Майкла Мура.
"Большой Лебовский" - братьев Коэнов (смотреть в переводе Гоблина, в этом фильме перевод литературно точен, а не пародийный).
"Дом из песка и тумана" - про крах американской мечты.
Фильмы и анимация Тима Бёртона (Бартона): "Сонная Лощина", "Труп невесты", "Крупная рыба", скоро выйдет его "Алиса в стране чудес"(уже есть трейлер).
На самом деле это очень немного. Я все-таки поклонница европейского и российского (советского) кино.