• Авторизация


Зарубежное кино. Часть 2. Американский неформат 17-02-2010 16:10 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 

Речь пойдет об американском независимом кино. Теоретически независимое кино может существовать в любой стране мира – без особой натяжки под этим грифом можно объединить любое претендующее на особый «авторский взгляд» кино, сделанное вне сложившейся системы кинопроизводства, с минимумом затрат и без особых надежд на коммерческий прокат. Однако чаще всего термином «независимое» определяют американское кино, производимое за пределами голливудской империи.

Почему я не люблю продукцию Голливуда? А потому, что это именно продукция в прямом смысле этого слова, растиражированная штамповка, в которую даже если и вложено определенное мастерство, то не вложено ни капли души.

Цель голливудских фильмов - обеспечить народ зрелищами. "Хлеба и зрелищ!". Макдональдс и Голливуд успешно воплотили старинную мечту плебса.

Фильм-продукция Голливуда изначально задумывается как проект, который должен окупиться, творчества и вдохновения там нет ни на грамм (только вдохновленность будущими барышами). Поэтому фильмы такие предсказуемые, прилизанные, политкорректные, напичканные привычными штампами и не содержать ГМО и вредных добавок. Это ментально чистый (пустой) продукт, направленные на скармливание толпе, дабы ее не отвлекли вдруг какие-то "левые" мысли. А чтоб эти мысли не возникали вообще, ум среднестатистического потребителя нужно компактненько сжать до формы сраки - а это легко сделать как раз с помощью поп-индустрии.

[показать]

Вскормленные на голливудской попсе каловые народные массы будут радостно бежать стадом в том направлении, куда указывает стрелка. Очень удобно, не правда ли? Причем удобнее всего самим участникам стада. Есть такой вид кайфа - радоваться, что все идет намеченным путем (в том числе и фильм), что не будет никаких неожиданностей, все решат за тебя и при этом еще и накормят ржакой. Главное, не отходить далеко от корыта.

Независимое же кино, наоборот, идет наперерез общественному мнению, бьет, как дзенский мастер, по голове палкой, дабы глядящий научился видеть, а не просто смотреть. Настоящие «независимые» – это те, кто отважно экспериментирует с идеологий и художественными приемами и убийственно вольно обходится с консервативными ценностями. 

Если голливудский киновысер фильм нацелен только на отбивание вложенного в него бабала и получения прибыли, то независимое кино часто снимается на деньги самих же режиссеров и поэтому оно открывает широкие возможности для творческой самореализации. Независимые режиссеры могут больше думать об артистичности и самовыражении и меньше - о будущих кассовых сборах. Именно этим и привлекают меня подобные фильмы, потому что восторгаться штампованной пластмассой, которую вежливо втюхивают мне представители канадской компании, я до сих пор не научилась, даже если на ощупь она и неотличима от брильянта.

Для многих независимое кино началось тогда, когда в моду вошли фильмы Квентина Тарантино и братьев Коэнов. Но точной даты рождения независимого кино нет, его корни уходят в 40-е годы, во времена первых опытов оккультного гения Кеннета Энгера и немых экспериментов киевлянки Элеоноры Деренковской, вошедшей в историю под именем Майи Дерен. Один из крестных отцов современных независимых – Роджер Корман, устав от бесконечных экранизаций Эдгара По, снял дорожный триллер «Дикие ангелы», предвосхитивший бунтарскую волну «Беспечных ездоков» 60-х. Другой предшественник нынешних альтернативных режиссеров, Джон Кассаветес, гений и фанатик, вкладывал в свои режиссерские проекты деньги, заработанные актерским трудом. Иконой независимых стал малообразованный выходец из рабочих кварталов Питтсбурга Энди Уорхол, свято веривший в право каждой личности на 15 минут славы (впрочем, сам он достиг гораздо большего). Сэмюэл Фуллер – еще один старейшина американского независимого кино, создатель разножанровых шедевров, повлиявший на творчество Годара и Ко во Франции, Мартина Скорсезе в США, Вима Вендерса в Германии. Связи современных американских «независимых» с европейцами намного теснее, чем кажется на первый взгляд. Американский «черный» детектив и картины Форда или Хоукса вдохновляли французскую «новую волну», в свою очередь сильно повлиявшую на новых американцев; без работ ученика Уорхола Пола Моррисси не могло быть «Догмы» Ларса фон Триера (не случайно уорхоло-моррисиевский Дракула Удо Кир стал актером-талисманом фон Триера). Многие арт-хаусные проекты, например, фильмы Джармуша или Грегга Араки финансируются французами. Начиная с 80-х годов культовой фигурой стал мистик и фантазёр Дэвид Линч, последнее время находящий в своих фильмах необычный баланс между авангардностью деталей и размахом повествования в целом. Стоит еще упомянуть Аль Пачино и Шона Пена. 

Поделюсь одной своей догадкой насчет независимых режиссеров: изучив их биографии, я пришла к выводу, что почти все они - потомки недавних эммигрантов (т.е. их родители были носителями иных культур, но сами режиссеры родились и выросли в Америке), причем их родители достигли немалых высот на ниве интеллектуального труда. Вот выдержки из биографий известных независимых американских режиссеров:

Энди Уорхол (настоящее имя Эндрю Вархола) родился в Питтсбурге (шт. Пенсильвания, США) в семье словацких эмигрантов.

Гас Ван Сент младший - потомок состоятельных голландских эмигрантов, родился 24 июля 1952 года в городе Луисвилль, штат Кентукки, США. 

Джон Кассаветис родился в Нью-Йорке, в семье греческих иммигрантов.

Родители братьев Коэнов: Эдвард и Рена Коэн (оба — еврейского происхождения) были профессорами.

Дэвид Кит Линч родился 20 января 1946 года в маленьком американском городе Миссула (штат Монтана) в семье ученого.

Грегг Араки родился в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, 17 декабря 1959 года в семье этнических японцев — американцев в первом поколении.

Квентин Тарантино родился вне брака у шестнадцатилетней медсестры-метиски Конни Макхью от Тони Тарантино, американца итальянского происхождения, актёра и музыканта.

---------------

А теперь назову те фильмы, которые запомнились лично мне:

"Телефонная будка",  "С меня хватит (Падение/Крушение)" - Джоэла Шумахера. Также известен его фильм "Призрак оперы".

Разоблачительные фильмы Майкла Мура.

"Большой Лебовский" - братьев Коэнов (смотреть в переводе Гоблина, в этом фильме перевод литературно точен, а не пародийный).

"Дом из песка и тумана" - про крах американской мечты.

Фильмы и анимация Тима Бёртона (Бартона): "Сонная Лощина", "Труп невесты", "Крупная рыба", скоро выйдет его "Алиса в стране чудес"(уже есть трейлер).

На самом деле это очень немного. Я все-таки поклонница европейского и российского (советского) кино.
 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (10):
Mike911 17-02-2010-19:17 удалить
Не гони. Есть вполне хорошие фильмы. И отмеченные премиями и окупающиеся. Например, документальный "War Tapes" о Ираке. Например, "Black Hawk Down". Например, Форест Гамп. Например, например, например. Шона Пена забыли? Аль Пачино? И уж поверь нежелание думать присуще не только американцам, а и тем, кто беззастенчиво в российском кино начинает копировать именно мыльно-пузырный Голливуд, запичкивает туда не меньше пропагандистского говна, и забывает о целой и прекрасной школе, созданной до них. Школе европейского кино.
Иллюзия 17-02-2010-19:33 удалить
Ответ на комментарий Mike911 # да, Аль Пачино забыла и еще несколько неформатных режиссеров. Аль Пачино и Шона Пена счас добавлю. Я ж писала не статью для энциклопедии, а сугубо личную заметку, даже в раздел соответствующий ее поместила. А премии - это далеко не всегда показатель. "Форест Гамп" по сравнению с шедеврами европейского кино нервно курит бычки. Копирование Голливуда в российском кино - отдельная тема. Это еще мрачнее Голливуда.
Mike911 17-02-2010-20:51 удалить
Например по сравнению с какими фильмами Форест курит в сторонке? Просто интересно. А насчет Шона Пена и Аль Пачино я их упоминал в ипостаси именно актеров. А вот в ипостаси режиссера стоит отметить Клинта Иствуда
Иллюзия 17-02-2010-21:03 удалить
Ответ на комментарий Mike911 # по сравнению с фильмами Тарковского, фон Триера, Бергмана, да даже того же Михалкова! я не увидела там ничего великого и нового для себя.
Mike911 17-02-2010-22:41 удалить
Ну только не этого хама - Михалкова. Да если бы я узнал, что его кто-то подвесил на дереве - хлопал бы в ладоши. Прихвостень кремлевский, как и его папаша. Нормальные дворяне с красными воевали, а не писали гимны...
Иллюзия 18-02-2010-00:50 удалить
Ответ на комментарий Mike911 # а с художественой точки зрения фильмы Михалкова все равно на порядок выше чем "Форест Гамп". факт.
Mike911 18-02-2010-19:05 удалить
Не факт. Факт должен быть объективным. А от того, что они тебе больше нравятся или кажутся более интеллектуальными, то это твое личное дело.
Иллюзия 18-02-2010-19:08 удалить
Ответ на комментарий Mike911 # а тут вообще-то место для выражения субъективных взглядов. еще раз говорю: заметка находится в разделе "Субъективные мнения об объективных вещах". так что как в анекдоте - мой крокодил, как хочу, так и меряю:)
Mike911 18-02-2010-19:36 удалить
Хм, действительно. Извини, не заметил.
zerg_from_hive 22-02-2010-16:57 удалить
постсоветские копии Голливуда -- фтопку, ибо нефиг. Mike911, кстати о войне с красными: вон генерал Слащёв таки преподавал потом на курсах РККА, и ничего... 8-) Хотя он и у нас тут, на юге Украины, в свое время отметился с бесцеремонным подавлением красных -- в частности, в Николаеве.


Комментарии (10): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Зарубежное кино. Часть 2. Американский неформат | Иллюзия - Дыр бул щыл | Лента друзей Иллюзия / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»