[400x]Его творчество можно разделить на два периода - ранние постройки и постройки в стиле национального модерна (после 1900). Ранний период его творчества отмечен влиянием архитектуры Барселоны, а также испанского архитектора X. Марторела. Первая крупная работа Гауди - дом Висенс (1878-88), решенный с использованием элементов "мудехара", мавританских и ориентальных мотивов. В 1925 после переделок дом получил премию как лучшее сооружение года. Ряд исследователей относит ранние богато декорированные постройки Гауди к раннему модерну. На всю творческую жизнь Гауди повлияла встреча с Э. Гуэлем (1883), ставшим его другом и покровителем. Для него Гауди построил усадьбу Гуэль (1884-87), дворец Гуэль (1886-88), ставший достопримечательностью Барселоны. Постройка, хотя и небольшая по величине, насыщена деталями. Она открывает серию немногочисленных зданий Гауди, которую иногда относят к неоготике. Здесь Гауди впервые применил бетонные параболические арки. Узкие окна, мощный абрис въездных арок вызывает впечатление символического родства с ренессансным палаццо. К переходным постройкам относятся епископский дворец в Асторге (1887-93), колледж Св. Терезы (1888-90), дом Ботинес в Леоне (1891-94). Дворец в Асторге наиболее неоготическая из всех построек Гауди, здание имеет сухой "крепостной" характер. Достаточно строгое решение имеет и здание колледжа Св. Терезы, в интерьере которого активно используются часто поставленные параболические арки, формирующие архитектурную схему коридоров. Дом Кальвет (1898-1900) был отмечен как лучшее здание 1900. В декоративном решении дома с двумя различными фасадами развивается псевдобарочная тема; задний фасад не уступает проработанностью главному, но в отличие от него, имеющего закрытый, сдержанный характер, активно остеклено. Для дома Кальвет Гауди разработал и всю систему декора (рисунок полов, потолков, мебель, обои). В 1903 Гауди завершил создание единственного в своем роде парка при дворце Гуэль, впоследствии приобретенного муниципалитетом Барселоны. Этот парк разбит на участке, где Гуэль планировал размещение поселка типа "города-сада" - неосуществленного замысла Гауди. Усложненное пространственно-планировочное решение резко отличается от обычных для того времени регулярных садов. Природа и сооружение здесь органично слиты в единое целое. Одно из самых популярных сооружений Гауди - дом Батло (1904-06) - плод причудливой фантазии, имеющей чисто литературное происхождение. В нем разработан сюжет - Св. Георгий убивает дракона. Первые два этажа напоминают кости и скелет дракона, фактура стены - его кожу, а кровля сложного рисунка - его хребет. На кровле установлены башенка и несколько групп дымовых труб разнообразных сложных форм, облицованные керамикой. Характерное для модерна применение материалов представлено сочетанием фактурных поверхностей, керамики и металла. Последняя завершенная работа Гауди - дом Мила (1906-10), одна из известных построек модерна, получившая название "Ла Педрера" (каменоломня), обусловленное странностью этого сооружения. Это - расположенный на угловом участке шестиэтажный доходный дом с двумя внутренними дворами и шестью световыми колодцами. Здание, как и квартиры, имеет сложный криволинейный план. Первоначально Гауди намеревался придать криволинейные очертания всем внутренним перегородкам, но впоследствии отказался от этого, придав им ломаные очертания, контрастирующие с волнистой поверхностью фасада. В доме Мила применены новые конструктивные решения: отсутствуют внутренние несущие стены, все междуэтажные перекрытия поддерживаются колоннами и наружными стенами, в которых балконы играют конструктивную роль. Это одна из первых попыток создать новое планировочное решение, известное впоследствии как "свободный план". Кровля опирается на аркады, усиленные нервюрами. На крыше дома установлена терраса, скорее, обходной путь сложной композиции, который позволяет любоваться каменным "зверинцем" на кровле дома, состоящем из вентиляционных труб, шахт, лестниц, имеющих сложное пластическое решение биоморфного характера.В целом декоративном решении дома отражена тема природных мотивов (пещер, моря, подводного мира), характерная для архитектуры стиля модерн. В течение 1904-14 Гауди работал над реконструкцией главного собора в Пальма ди Мальорка, где преобразование в готический храм древней мусульманской мечети началось еще в XIV веке. В 1914 оставил архитектурную практику, занимаясь возведением своего главного сооружения - собора Саграда Фамилия (Святого Семейства) в Барселоне, который был заложен в 1882. Стройкой с 1883 до своей смерти руководил Гауди, макет собора был им закончен к 1916. Оставшаяся незаконченной постройка решена с использованием обилия новых конструктивных элементов. Точки зрения по поводу этого величественного сооружения, формирующего облик и силуэт Барселоны, расходятся. Некоторые исследователи находят в нем черты примитивизма и свойственного Каталонии наивного символизма. Это совершенно своеобразная интерпретация-описание средневекового собора с импрессионистическим восприятием поздней готики, что характерно и для других построек Гауди. Для творческого метода Гауди характерна тщательная проработка замысла в рисунках, проекте и а также внимательный подход к его воплощению. Он сам следил за реализацией своих идей, проводя много времени на строительной площадке; зачастую требовал множества переделок, иногда разорявших подрядчиков. Только такая работа и позволила создать все его произведения, составившие национальную гордость Каталонии. В 1925 он вообще переселился на строительную площадку Саграда Фамилия. 7 июня 1926 Гауди попал под трамвай и через три дня умер. Его творчество, после юбилейной выставки 1952 ставшее широко известным, решающим образом повлияло на архитектуру XX века, предопределив многие архитектурные находки и творчество таких мастеров, как Ле Корбюзье, О. Фрай (направление архитектурной бионики), П. Солери, Ю. Дахинден и др. Твор-чество Гауди-и-Корнет представляет собой одно из самых противоречивых явлений в европейской архитектуре этого периода.
Эти шпили Храма святого семейства все разные! И изогнутые, отчего при взгляде со стороны фасада кажется, что они одинаковые и расположены в ряд... Удивительно!
Для меня большей загадкой остаётся как он умудрялся всё рассчитывать и держать в голове общую картину такого огромного здания, когда не было никаких архикадов-автокадов... СКОЛЬКО ЖЕ ЭТО ВСЁ НАДО ЧЕРИТЬ ОТ РУКИ?
Я весной работал с девчёнкой-архитектором, помогал ей моделить транспортный терминал... Ночи в архитектурной компании, кофе, сигареты, всё завалено чертежами и каталогами, а мы сидим уже абсолютно охреневшие и на 4х компах выводим результат... Тогда я каждую минуту жалел, что не пошёл в МАРХИ.
самая любимая моя работа Гауди - собор в Барселоне, La Sagrada Familia, кажется. соответственно - мечта увидеть этот собор наяву... солидарна с вами, Гауди - гений.