[200x334]Книга, к сожалению, невнятно структурирована, на странице "содержание" очень мало самого содержания, посему не поленилась выписать названия глав и подглав, чтобы было понятнее, о чем конкретно написано 700+ страниц.
Содержание:
Частная жизнь аристократических домов феодальной Франции:
совместное проживание, монастырь, топография аристократического дома, домашнее общество, порядок и беспорядок, женщины, мертвые, родство, метаморфозы линьяжа, честь рода и стратегия линьяжа, супружеская пара, христианские браки, женщины: война и мир; общество супругов, вдовы и сироты.
Частная жизнь тосканской знати накануне Ренессанса:
частная среда (отчет и описание), семья, виды семьи, маргинальные и подпольные проявления частной жизни, соотношение возраста и полов, домА, типы жилища, обустройство жилища, личный комфорт, украшение интерьера, питание в кругу семьи, коллективные занятия в кругу семьи, отец семьи, жена и мать, супружеская пара как единое целое, виды работ/занятий в семье, пространство уединения, интимная жизнь супругов, спальня, место детей, подростки и молодежь, старость, частная жизнь слуг, домашние рабы, "расширенная" семья, частная среда юношей и девушек, отношения между семьями, взаимные услуги, члены семьи в разлуке, частная переписка, личные дневники, конфликт индивидуальной и коллективной частной среды, взаимоузнавание, облагораживание и развитие чувств, постоянные посетители дома, женщины вне дома, брак как соединение двух частных сфер, противостояние семье, публичная демонстрация частной жизни, частная жизнь и власть, законы комунн, око церкви.
2. Воображаемый мир (исследование литературы):
пространство (закрытое пространство, радость быть защищенным), страх ненаселенных территорий, одинокий человек, смысл одиночества, символические места: башня, сад, гостиная, спальня, постель; свое и чужое, границы частного, уединение, тайный язык знаков, запретная речь, предметы, домашнее общество, брак, отец, дядья и племянники, изгнание, галантная любовь и ревность, обвиненные женщины, братья, близнецы (кровные и духовные), женская половина дома, повседневная жизнь супругов, женщина в общине, тепло и свет в доме, хорошее и плохое окружение, активная и созерцательна жизнь женщины, тело: способы изображения, соблазны, волосы заплетенные и распущенные, уход за телом, ванны и кровопускание, нагота (символические смыслы), неподобающая одежда, слои одежды, обнаженная женщина, целомудрие и бесстыдство, замкнутость в себе, появление "Я" в текстах, воспоминания и хроники, внутренний голос, идентичность, скрытность, интерпретация знаков, портрет, сон, сон-обман, зеркало.
3. Проблемы: устройство личного пространства; рождение индивида:
башня и жилище, степень дискомфорта, укрепленные дома, гостиная и спальня и их промежуточные формы, состав и численность семьи, парки, изгороди и сады, городское пространство, крестьянский дом, дворец, городской дом, дворы и сады, коммунальное жилище, кровать, место для приемов и места уединения, вынужденная теснота и стремление уединиться, жажда автономии, анахореты, странствующие рыцари, образ тела, отношение к телу, личная набожность, отношение к интимности, эволюция самосознания, исповедь, комментарии к собственным действиям, семейная история/хроника, рассказы о себе, королевские портреты, дарители и герои, взгляды и тайны, зеркала, общество и костюм, костюмы - крестьянский, городской, расходы и экономия на костюмы, костюм и поведение, пол/возраст и костюм, знаки и коды одежды, внешний вид, нормы внешнего вида и поведения, мода, память, нагота, слава и казнь, естественные отправления, питание и уборные, здоровье и болезни, рецепты здоровья, медицина, очищение, паразиты, мытье, зрение и др. чувства, выражение чувств, сдержанность, сознание - молитва, религиозный экстаз.
4. Библиография, литературные памятники.
Как видно, многие темы повторяются во всех трех частях книги, меняется только ракурс (география и время действия), с которого оные темы рассматриваются.
Плюсы
+ крайняя информативность, факты-факты-факты
+ очень плотная работа с источниками, все источники поименованы тут же, в тексте - имена, даты, названия документов, данные археологических изысканий; все выводы сделаны на строго материальной базе
+ разнообразный стиль: над текстами работали разные авторы, посему разделы по стилю сильно отличается друг от друга, что не может не оживлять общей картины
+ каждый раздел делится на главы и подглавы, что сильно облегчает чтение
+ показана эволюция частной жизни - как люди со временем отвоевывали у общества/государства/клана личное пространство для себя, любимых; как менялось со временем (само)сознание людей, отношения внутри семьи, отношения между семьями одного рода, отношения между родами (монтекки и капулетти, да)
+ наглядно видно, что историк = следователь =0) по расположению комнат в доме, предметов мебели в комнатах, предметов личного пользования в сундуках, слов в тексте дневника - восстанавливается внутренняя жизнь людей, жизнь частная, скрытая от глаз современников, но обнаженная перед глазами историков
+ лично для меня самым интересным оказалось исследование жизни линьяжа, т.е. большой семьи (кровные родичи + некровные), где власть и имущество наследуется по мужской линии - как нисходящей, так и по боковым; наконец-то стали немного понятнее семейные перипетии на тему "честь рода", "месть", "измена", "верность", "девственность", "дружба", стали понятнее механизмы, движущие силы поведения людей (о, как зависим человек от общественного мнения и мнения своей собственной "большой семьи", как он связан по рукам и ногам представлениями о том, что должно, а что не должно делать/думать)
Минусы
- у некоторых из соавторов явная фрустрация по поводу их нереализованных писательских талантов: текст местами ну настолько высокохудожественный, что ничерта не понять - метафора оксюмороном так и погоняет; а у некоторых других авторов явный переизбыток академизма в мозгу, и текст местами ну настолько высоколобый, что без словаря не обойтись, причем сильнонаучные термины натянуты на простые, в общем-то, явления, не нуждающиеся в усложнении
- перевод достойный, но слегка нерусский
- названия глав и подглав никак не отображены в содержании книги, от этого много теряет структура всей книги, в ней крайне трудно ориентироваться
- много повторов, чувствуется, что книгу собирали как конструктор и не заморачивались сведением содержания к некоему общему знаменателю; в итоге книга = сборник статей
- внимание сосредоточено исключительно на верхушке общества, которое составляет 1-2% от населения в лучшем случае, т.е. рассмотрена жизнь очень немногих и конкретных людей; в дополнение к этой книге весьма полезно прочитать Людей Средневековья Робера Фоссье, который, наоборот, занимается исключительно "безмолствующим большинством"
Итог: отличная книга, строго рекомендуется всем любителям истории! =0)