[200x300]Начнем с конца =0) С тех, кому книга (не)рекомендуется к прочтению.
Сразу скажу, что понравится она может кому угодно, но вот понять и прочувствовать ее смогут в большинстве своем только люди со определенным житейским опытом, кому поднятые и описанные в Мидлмарче проблемы близки и/или пережиты на собственной шкуре.
Итак, крайне рекомендуется:
Не рекомендуется:
В общем-то, на этом можно закончить рецензию =0) Все уже поняли, что Мидлмарч - это весьма пухлый роман, написанный в традициях английского (психологического) реализма 19 века автором-женщиной, 30 (тридцать) лет прожившей в провинции среди своих будущих персонажей, гражданской женой любимого человека (напоминаем, на дворе 19в!), приемной матерью его детей.
Добавлю только, что психология персонажей, все извилины, искривления и - самое главное - развитие их характеров проработаны и описаны автором так, что отлитый в бронзе и позолоченный памятник ему, автору, стоило поставить только за это! Тот редкий (для современных) авторов случай, когда он, автор, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЗНАЕТ, О ЧЕМ ПИШЕТ. Если все свойства характера, мировозрения, привычек, поведенческих паттернов и т.д., например, всех мужских персонажей принять за условные 10 единиц, то 8 из них будут свойственны мужчинам вообще и 2 - в частности мужчинам с определенной биографией. С восторгом и ужасом замечала то в одном, то в другом герое черты характера собственного мужа, знакомых мужчин, родственником и т.д. =0)) то же самое с женскими персонажами - узнавала в них свои мысли, желания, чувства. Такое впечатление, что у автора по меньшей мере научная степень в психологии - настолько четко, ясно и живо описаны кривые дорожки брожения человеческого сознания, мотивы поступков, проистекающие из характера, который, в свою очередь, обусловлен средой, воспитанием, биологией, наконец. Логические цепочки автора и его последовательность в их раскрытии заслуживают отдельных аплодисментов =0)
Лично я получила огромное удовольствие от чтения Мидлмарча, в нем соединилось все, что я ценю в хорошей книге - неторопливость повествования, точность и лаконичность формулировок, тонкий юмор, дельные (и по делу) мозгокопания, подробное реалистичное бытописание, железобетонная логика во всем, полное отсутствие деления на черное и белое, ярко выраженная "дуга характера" персонажей (то, как персонаж меняется под влиянием обстоятельств, меняется его характер), реалистичность (без натужных хэппиэндов или заведомой чернухи), историчность, грамотно нагнетаемая интрига, отсутствие пафоса и фальши, авторского тщеславия и желания выпендриться, мастерская композиция и чередование планов (переход от рассказа об одном персонаже/событии к рассказу другом), затушеванная роль/присутствие автора и авторской оценки в тексте ("объективный" взгляд), большое количество одинаково хорошо прописанных персонажей - как главных, так и второстепенных, НИЧЕГО ЛИШНЕГО и все ружья стреляют =0)
В Мидлмарче нет Избранных, спасающих мир. В нем не живут супергерои или даже просто гении средней руки. Никто не совершает подвигов во славу отечества или прекрасной дамы, никто никому не мстит за убитого отца.
В Мидлмарче выходят замуж по ошибке, женятся по любви, кроят так и сяк семейный бюджет, ищут решения обычных бытовых проблем, пытаются ужиться друг с другом в одном доме, в одном городе.
Итоги: великолепное чтение =0)
PS: долго думала, чего не хватает Мидлмарчу, чтобы из великого романа стать просто женским романом. Наконец, поняла =0) Чувственности. Все-таки Мидлмарч очень мозговой, вся жизнь протекает внутри головы, при поддержке рассудка и под наблюдением разума, тело же - железы, гормоны, феромоны - в празднике жизни не участвуют. Ни тебе жарких объятий, поцелуев (есть один, да и то в конце), тем более секса или хотя бы сексуального влечения, эх... далеко Джордж Элиот до Эрики Леонард Джеймс.