Иван совершенно отказывается говорить. То есть даже те три с половиной слова, которые он вроде бы произносил месяц назад, уже старательно позабыты. Теперь детёныш зовёт родителей исключительно громким "ЭЙ!!!", а всё остальное объясняет жестами. Неплохо, надо заметить, объясняет. Если ему что-то надо - он берёт одного из родителей за руку, подводит туда, где это "надо" находится (причём сопротивление бесполезно, Иван громко негодует и тащит изо всех сил), а затем жестами показывает, что нужно сделать.
Ну вот, например, когда он смотрит "Машу и медведя" и заканчивается очередная серия, то Иван требует, чтобы промотали титры. Если смотрел на компьютере - кладёт папину руку на клавиатуру и издаёт повелительные вопли. Если смотрел по телевизору (у нас кабельное, и есть услуга просмотра фильмов и мультиков из большой библиотеки на сервере) - суёт в руки родителя пульт и всё с теми же не терпящими возражений окриками тычет пальцем в направлении телевизора. Причём он знает, что пульт без батареек не работает, поэтому, прежде чем отдать пульт кому-то из родителей, он сам вставляет в него батарейки. Как только титры перемотали - Иван снова выковыривает батарейки и принимается их мусолить. Надо заметить, что это какой-то психоз с батарейками - он их отовсюду добывает и в рот тянет. Отбирать невозможно - истерика. Если выколупать откуда-нибудь не может - херачит содержащим батарейки предметом об пол до тех пор, пока не разобьёт и батарейки сами не выпадут. У меня на столе лежит большой запас батареек, которыми мы периодически подменяем заныканные Иваном. Хотя, если батареек в свободном доступе найти не удаётся - нужно проследить за Ванькой - он обязательно откуда-нибудь вытащит парочку.
Но вернёмся к Ванькиным методам объясняться с родителями. У него были ходунки, которые довольно быстро стали ему не нужны и были убраны на балкон. Сегодня я решила их притащить с балкона - посмотреть, что он будет с ними делать. На ходунках есть такая игровая панель, а на ней расположены всякие крутилки, пищалки, кнопки - если с ними так или иначе взаимодействовать, они издают разные звуки. Я быстренько показала сыну, как можно крутить, дёргать и нажимать эти штуки, в ожидании, что он сам начнёт всё это делать. Но не тут то было. Как только я занялась своими делами, Иван с негодованием схватил меня за руку и потащил обратно к ходункам. Затем возложил мою руку на один из звукоиздающих девайсов. Ну, думаю, не понял ребёнок принцип действия. Показала ещё раз. Опять та же песня: останавливаюсь - возмущается и кладёт мою руку назад. Так несколько раз. Затем Ивану стало недостаточно одного монотонно повторяющегося звука, и вторую мою руку он приспособил к другому девайсу. Ага, сижу, кручу и дёргаю. Сын всё равно не доволен. Постоял, подумал, побежал к папе. Приволакивает папу и начинает все наши руки распределять по кнопкам-жужжалкам-тарахтелкам. Концерт ему подавай, в 4 руки. Ну мы ржём, устроили ему какофонию. Ребёнок расцвёл! Дирижёр будущий, ни дать - ни взять. Ну и в результате картина: мы с мужем обеими руками дергаем все тарахтелки на панельке, а счастливый ребёнок рядом танцы устроил, под этот жуткий писк и грохот.
Он, кстати, начал танцы под совершенно неожиданные звуки устраивать. Вот, к примеру, есть у Ивана танец, который он исполняет при звуках... Как бы это вкратце описать? Вот на кухне у нас уже третий день включен канал, по которому крутят трансляции из Верховной Рады (просто Ваня куда-то заныкал пульт от кухонного телевизора и мама не могла переключить, пока сегодня не нащупала на задней панели телека нужную кнопочку). Так вот, когда они там голосуют, раздаётся такое дурацкое пиканье. Ивану очень нравится под него танцевать :)
Так что с речью у Ваньки как-то всё совсем никак. Я бы подумала, что он глухой, если б он не танцевал практически под каждый звук.