Один знакомый всем товарищ, keith_merwill,
27-03-2005 23:56
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Один знакомый всем товарищ, keith_merwill, попросил запостить тему по различиям нацизма и фашизма. Честно говоря, историю фашизма я изучал слабо (в общеобразовательном порядке), так как считал Муссолини слишком эээ... мягкотелым, что ли. Со временем я начал понимать преимущество этой идеологии, но никаких знаний мне это не добавило. Поэтому предлагаю знающих людей подискутировать или поделиться знаниями на эту тему.
В спешном порядке проанализировав с десяток статей, я нашел анализ работы некоего Армина Мелера, который показался мне правдоподобным:
Во-первых, он подчеркивает, что фашизм как таковой следует отличать от
тоталитаризма в чистом виде, так как фашизму свойственен скорее
индивидуализм, персонализм, а не диктатура бюрократических институтов,
подчиняющих себе волю конкретной личности. В отличие от классического
тоталитаризма фашизм персоналистичен.
Во-вторых, фашизм не тождественен национал-социализму как идеологии, а
не только как немецкой политической реальности 1933-1945 года. Здесь
основное различие состоит в том, что национал-социализм всегда ставит
основной акцент на нации, народе, расе или обществе, то есть на
коллективном субъекте (что может приводить к тоталитаризму, а может и
не приводить). Национал-социализм предполагает интенсивное и
планомерное национальное строительство, осуществляемое в рамках строгой
коллективной дисциплины. Фашизм, напротив, тяготеет к авангардным и
стремительным решениям, к индивидуальному героизму и ничем не
ограниченному поиску. В эстетике национал-социализм тяготеет к
сочетанию романтизма и классицизма, тогда как фашизм неразрывно связан
с авангардом и модернизмом.
В-третьих, фашизм предельно далек от классического консерватизма, так
как фашистский пафос состоит прежде всего в революционном
ниспровержении привычных норм. Сами фашисты всегда рассматривали свое
движение как параллельное коммунизму, т.е. как революционное,
обновляющее, преобразующее действие, направленное против старых
общественно-политических и социальных форм, против "реакции".
В-четвертых, реальность фашизма не имеет ничего общего с социализмом,
построенным в СССР, так как для него не характерны ни индустрия
массового подавления, ни перемещение народов, ни героика "строек века",
ни национализация средств производства. В отличие от "сталинской
модели" фашизм всегда сохраняет корпоративный, синдикалистский
характер, и обобществление всегда ограничено в нем пределами конкретной
и обозримой профессиональной общности — артели, предприятия, отрасли и
т.д.
В-пятых, в сфере этнической политики для фашизма совершенно не
характерен расизм в любых его формах. Среди интегрирующих народ
факторов фашизм всегда выделяет государство, профсоюз, артель, военное
подразделение и т.д., а этническому или расовому фактору отводится либо
сугубо второстепенная, либо вообще не отводится никакой роли.
И наконец, в-шестых, фашизм не только не является буржуазным явлением,
но, напротив, воплощает в себе политико-идеологический полюс, прямо
противоположный "буржуазной идеологии". Нет ничего более
отвратительного для фашиста, чем "дух капитализма", чем "протестантская
этика", из которой этот дух проистекает, как блистательно показал Макс
Вебер. Фашистская идея может иметь пролетарский или аристократический
полюса, но и тот и другой обязательно противостоят "капитализму".
Что же касается советского определения фашизма, то достаточно правильно о нем написано здесь:
Удивительно, что, например, еще в 1995 году было перепечатано двухтомное советское издание о фашизме 1985 года. Оно воспроизводит три основных недостатка советских исследований:
(а) они основывались на довольно своеобразных, если не сказать нелепых, представлениях о сущности фашизма,
(б) они зачастую опирались на скудный эмпирический материал и
(в) в них, парадоксальным образом, итальянским термином «фашизм» прежде всего обозначался немецкий нацизм.
Нечто похожее в определениях я нашел и в простых интернет-высказываниях:
Фашизм не имеет ничего общего с крайним национализмом, с неким
национал-радикализмом на грани шовинизма и расовой ненависти. Хотя
расистский и даже шовинистический аспект присутствовал в германском
национал-социализме, отнюдь не он определял сущность идеологии.
Итальянский фашизм, к примеру, не имел никакого расистского или
антисемитского элемента, утверждая в центре своей доктрины "этатизм",
ценность государства.
Некоторые же авторы объединяют понятия "фашизм" и "нацизм", выдавая отличительные признаки нацизма за фашизм:
Далее, итальянский фашизм и немецкий нацизм представляют собой
разновидности общего явления, которое впоследствии стали обозначать
термином фашизм.
То, что итальянский и немецкий фашизм виды одного
явления, отметил еще в 1937 г. Муссолини в своем выступлении "Братья по
крови:Фашизм и Нацизм".
В современной науке фашизм это родовое
понятие, а итальянский фашизм, немецкий фашизм и другие виды фашизма
его частные случаи. Нацизм видовое понятие, представляющее одну форму
фашизма, а гитлеровский нацизм частный случай нацизма. Об этом
свидетельствует, например, подраздел: "Универсальный нацизм" в
упомянутой антологии Р.Гриффина: "Фашизм". Фашизм трактуется как
политическое течение и режим, основанные на крайнем национализме и
насилии.В научной литературе в рамках общего определения "фашизм" - это
тоталитаризм, основанный на национализме, правоконсервативный
революционаризм, пытающийся, не считаясь с жертвами, снять реальные
противоречия общества, разрушив все то, что воспринимается им как
препоны к сохранению и возрождению специфически понимаемых извечных
основ бытия, род политической идеологии, чьим мифологическим ядром в
различных преломлениях является палингенетическая форма популистского
ультранационализма.
Группа признаков, характерных в основном для или только для фашизма :
а) крайний национализм (шовинизм), доходящий до расизма и в агрессивных проявлениях до геноцида;
б)
идея диктатуры национальной элиты во главе с вождем, на основе
организации этой элиты как руководящей верхушки партии военизированного
типа;
в) создание военизированной партии =орденского° типа с жесткой дисциплиной и военизированных формирований;
г) определение врагов нации внутренних и внешних;
д) претензии на распространение духовных ценностей своей нации и своего движения во всем мире;
е)
пропаганда и романтизация бескомпромиссной борьбы за
всемирно-исторические идеалы движения и культа жертвенности и
героической смерти во имя победы;
ж) пропаганда культа силы и устрашения не только так называемых врагов, но практически всего населения;
з) пропаганда фашистской, антисемитской и другой ксенофобской литературы;
и)
придание огромного значения семиотическому (знаковому) языку
политического стиля (языку собраний, сборищ, шествий, партийных
символов, униформе, лексике), обязательность этого стиля, по крайней
мере, для членов фашистской организации как своего рода специфического
отображения фашистской идеологии.
В общем, прошу поделиться знаниями, а заодно и уточнить: какие еще режимы, кроме итальянского, Вы считаете фашисткими, и почему?
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote