• Авторизация


Две жены первого человека Хава и Лилит В 25-03-2005 02:18 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Две жены первого человека

Хава и Лилит
В недельной главе "Трума" описывается строительство мишкана и тех приношений, которые этому строительству предшествовали. В числе прочего сообщается о предписании сделать крышку Ковчега завета, украшенную двумя керувами.
"И сделай крышку из чистого золота: два локтя с половиною длина ее, полтора локтя ширина ее. И сделай двух керувов из золота, чеканной работы сделаешь их на обоих концах крышки. И сделай одного керува с одного края и одного керува с другого края, из самой крышки сделайте керувов на обоих краях ее. И будут керувы с распростертыми вверх крыльями, и станут покрывать крыльями своими крышку, а лицами - обращены друг к другу. И положи крышку на ковчег сверху, а в ковчег положишь откровение, которое я дам тебе" {Шмот, 25:17-21).
Раши поясняет, что уточнение "сделай одного керува" дается для того, чтобы мы не подумали, что на каждом краю должно быть по два керува. Иными словами, Тора специально уточняет, что керувов должна быть именно пара. Одна пара.
При этом в "3оаре" сообщается, что один керув имел вид мужчины, а другой -женщины. Причем присутствие Шехины между ними указывает на то, что лишь в супружестве человек достигает цельности и Божественного света.
Это толкование "3оара" уместно соотнести с другой историей, рассказанной в мидраше, а именно с легендой о создании Лилит.
Действительно, "3оар" сообщает о том, что вслед за Адамом ему была создана пара - женщина Лилит. Она была сотворена так же, как и Адам, - из праха. В то время как Хава, созданная позже, была произведена из ребра самого же Адама..
В паре (причем именно в одной паре) керувов - одного в образе мужчины и второго - женщины, объединенных крышкой ковчега, естественно усмотреть именно образ парного творения и сосуществования Адама и Хавы.
Между тем альтернативное сотворение мужчины и женщины (Адама и Лилит) дополнительно подчеркивает осмысленность парного творения (Адама и Хавы), в котором женщина подчинена мужчине, а не полностью независима от него.

ИСТОКИ ФЕМИНИЗМА
История о сотворении Лилит впервые приводится в апокрифическом сочинении "Алфавит Бен- Сира". В нем рассказывается, что после создания Всевышним первого человеческого существа, Адама, Он сказал: "Нехорошо, чтобы Адам был один" (Берешит, 2:18). Он создал женщину тоже из праха и назвал ее Лилит. Они немедленно повздорили. Она сказала: "Я никогда не лягу под тебя!" Он сказал: "Я не лягу под тебя, а лишь сверху тебя. Тебе подобает быть подо мной, и мне сверху тебя". Она отвечала: "Мы оба равны, потому что мы оба из праха (земли)". Никто из них не слушал другого. Когда Лилит поняла, что произойдет, то произнесла невыразимое имя Бога и улетела прочь.
Адам же вознес свои молитвы Творцу, говоря: "Владыка вселенной! Женщина, которую Ты дал мне, улетела от меня". Немедленно Всевышний, благословенно имя его, послал трех ангелов за ней.
Всевышний сказал Адаму: "Если она вернется, то все хорошо. Если Она откажется, то должна будет примириться с тем, что сто ее детей станут умирать ежедневно."
Ангелы пошли за ней и достигли ее в море, в мощных водах, где суждено было пропасть египтянам. Ангелы сказали ей Божье слово, но она незахотела вернуться.
Согласно народному поверью, с той поры Лилит стала демоном: она прерывает беременность, приносит вред роженицам; губит новорожденных ( мальчиков до обрезания, а девочек - до 20 дней жизни). Кроме того, Лилит искушает мужчин во сне, она крадет их семя, которое использует для зачатия демонических детей взамен собственных.
В самом деле, брак, любовная связь потомков Адама и Хавы держится за счет выраженной асимметрии, в основе которой лежит женское чувство принадлежности мужчине. Созданная из мужского ребра, женщина тянется к своему мужу, желает ему принадлежать. Мужчина счастлив тем, что владеет прекрасной женщиной, но при этом не вполне правильно говорить, что жена владеет мужем, она именно принадлежит ему и именно в этом обретает свое счастье.
Феминистки категорически не согласны с этим положением. Они настаивают на полном равенстве обоих полов. Но их спор бессмыслен. Это не две позиции, это наличие и отсутствие некоего опыта, как, например, беспринципность - это не альтернативный принцип, а именно отсутствие принципиальности.
Действительно, женщина, которая хочет принадлежать какому-то мужчине, вовсе не желает принадлежать всем остальным. Иными словами, это нежелание прекрасно знакомо всякой женщине, которая требует, чтобы закон защищал ее от сексуальных домогательств.
Но феминистки не ограничиваются запретом сексуальных домогательств, они требует изменения общего отношения к ним как к женщинам. По тем или иным причинам им не доступен нормальныи женский инстинкт, и они не желают принадлежать никому. Феминистки стараются уподобиться Лилит, которая требовала пoлнoгo равенства даже в сексуальной жизни. Однако в этой связи уместно обратить внимание на то, что в отделении женщины от мужчины прообразуется отделение Израиля от народов. Израиль, отделенный от всего человечества, призван к союзу с ним, подобно тому как Хава была отделена от Адама и призвана к союзу с ним.
Между тем в сознании народов Израиль воспринимается либо как один из них (хотя и "воображающий о себе слишком много"), либо, напротив, как исходно созданный на другой основе. Первый взгляд ведет к христианскому антисемитизму, второй - к гностическому.
Со своей стороны, легенда о независимом создании женщины учит о путях и перспективах гностического дуализма.

РАСИСТСКИЙ ДУАЛИЗМ
Действительно, женщина, созданная независимо от мужчины, во-первых, лишена исходного чувства принадлежности, которым крепится брак, а во-вторых, что не важно, неизбежно рассматривает себя как независимый альтернативный источник человеческого рода и тем самым отрицает знаменитую талмудическую истину: "человек был создан единственным"
Если бы человечество было порождено не Хавой, а Лилит, то царящие в нем деструктивные центробежные силы были бы на порядок сильнее, чем те, что имеют место.
Но главное, что в этой ситуации появился бы дополнительный повод для дуалистического расизма. Может быть, это и не вполне та ситуация, которую имели в виду теоретики полигенеза (согласно которому человечество произошло из нескольких разных корней), но это вполне достаточный повод для того, чтобы две разные группы человечества возвели себя к двум разным истокам - одна к Адаму, вторая - к Лилит.
Произойди человечество от пары Адам - Лилит, оно бы могло фатально расколоться на адамитов и лилитов, причем не только по половому признаку (под стать учению о сексуальном дуализме Отто Вейнингера), но и по каким-то другим характеристическим чертам. Как у сына могут быть веснушки и глаза матери, а у дочери - нос и губы отца, так у адамитов и лилитов могли бы быть какие-то свои характерные особенности. Причем люди, возводящие себя к Лилит, отличали бы себя от людей, возводящих себя к Адаму, так же как нацисты отличали себя от евреев.
Потомки Лилит говорили бы о потомках Адама приблизительно то, как Гитлер говорил о евреях: "Столкнулись два мира - люди Бога и люди Сатаны!"
Женщина, созданная вслед за мужчиной, чтобы быть ему помощницей, но созданная при этом не из его ребра, а так же, как и сам мужчина, - из праха, самой своей природой провоцируется на дуалистический гностицизм и демонизм. Если бы у Лилит появились от Адама, то те из них, которые бы относили себя к ее генетической линии, безусловно, возомнили бы себя "арийцами" и стали бы практиковать тот темный оккультизм, которым пробавлялись нацисты.
[показать]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Две жены первого человека Хава и Лилит В | vitali_Israel - Дневник vitali_Israel | Лента друзей vitali_Israel / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»