Это было в 1993. Попалась мне брошура Йолан Чжан "Философия Дао Любви". Даосизм мне давно был интересен, но вот такого практического применения я неожидал. С тех пор это направление стало моей философией жизни. Мне-бы хотелось поделиться с вами моей "старой" находкой.
ВВЕДЕНИЕ.
"Они хотят любить друг
Друга, но не знают как."
Шандор Ференци.
В своей популярной книге "Страх полета" феминистка Эрика Йонг размышляет: "... Однако большая проблема в том, как совместить наш феминизм с неприемлемой жаждой мужского тела. Это не легко. С другой стороны, чем старше вы становитесь, тем яснее видите, что мужчины по существу страшатся женщин. Иногда тайно, иногда открыто. Что может быть более мучительно, чем освобожденная женщина рядом с мягким половым членом? Все величайшие исторические события затемнены этим сравнением двух квинтэссенциальных вещей: вечная женщина и вечный мягкий половой член." Она продолжает: "Это основное неравенство, которое иногда не может быть разрешено: хотя мужчина имеет чудесную дополнительную привлекательность под названием пенис, но женщина имеет чудесный клинышек на любую погоду. Ему не мешают ни буря, ни дождь со снегом, ни ночная тьма. Он всегда здесь, всегда наготове. Совершенно ужасно, если вдуматься. Неудивительно, что мужчины ненавидят женщин. Неудивительно, что они создали свой миф о женском неравенстве." Я не мог согласиться со словами: "Все величайшие исторические события затемнены этим сравнением...", но почувствовал, что слишком быстро отбросила она надежду, сказав: "... Которое никогда не может быть разрешено." Даосы древности нашли путь тысячи лет назад. Фактически теперь этим пользуются многие Даосы и некоторые удачливые неДаосы во всем мире. К сожалению, это знание еще никогда широко не распространялось — данная книга должна помочь восполнению недостатка.
В предисловии я также хотел бы ответить на два важных вопроса. Однажды утром зимой прошлого года на своей прекрасной южной вилле во Франции известный писатель Лоуренс Даррел заметил, что я должен рассказать, как я стал Даосом и что побудило меня написать книгу.
Следующие строки — вспышка идеализма, рожденная ищущим во "внешнем" умом романиста.
Мать делает больше, чем просто дает ребенку жизнь. Она имеет наибольшее формирующее влияние, определяет для добра или зла будущее своего ребенка, для радости или горесного саморазрушения.
В этом отношении мне повезло очень. Моя мать была женщиной большого понимания, энергии и сочувствия. И, хотя я не понимал этого в течение многих лет, наиболее естественным Даосом из когда-либо встреченных мною.
Когда я говорю "естественным", я имею в виду, что без занятий даосизмом и даже без причисления себя к даосизму, она создала атмосферу и окружение, в котором преобладало направление Дао. Помещенный в такую атмосферу, я также стал естественным Даосом, хотя осознал этот факт лишь на двенадцатом году жизни.
Даос обычно имеет безграничную любовь ко Вселенной и ко всему живущему в ней. Всякая форма загрязнения и разрушения для Даоса враждебна и должна быть предотвращена. На этом основании понятно, почему я стал искать пути сокращения насилия и разрушения, которые так широко распространились в наше время, а также причины, по которым многие очевидно имевшие успех люди покончили с собой: Эрнест Хемингуэй, Джорж Сандерс, Марк Ротко... Список бесконечен. И почему тысячи мужчин и женщин, даже детей, медленно разрушают себя курением, наркотиками, алкоголем, к тому же неправильным питанием и нездоровыми привычками. Почему еще более многие тысячи людей так ненавидят всех и вся на своем пути, что хотят — или даже пытаются — уничтожить их всех. Наконец, почему история человечества — это история бесконечных войн. Ради славы завоевателя или бездонной алчности? Или ради власти?
Еще будучи подростком, я удивлялся и искал ответ на эти вопросы. После многих лет путешествий, встреч с людьми разных национальностей и изучения всех важных философий и религий мира я пришел к выводу, что корни этого зла скрыты в неудачных попытках людей достичь фундаментальной гармонии Инь и Ян, и что в даосизме заложен ответ одновременно легкий и приятный.
Почему этот путь легкий? Потому что это не формальность, не догма, не церковь. И все, что он от нас требует, это снять напряжение и быть естественным. И почему он столь приятный? Потому, что он ни от кого не требует оставить земные или небесные радости, такие как музыка или красота, подобно древней китайской философии мохизма (альтруистическая философия времен конфуцианства). Не требует он и отказа от всех желаний — таких как стремление к красоте формы, звука, запаха, вкуса, осязания и плотской любви, как это делают почти все школы буддизма. Наоборот, даосизм советует развивать нам лучший вкус, вести здоровый образ жизни и более полно наслаждаться земными и небесными радостями: они едины в экстазе, ибо в наслаждении естественными или искусственными вещами Даос находится в контакте со Вселенной.
По моему личному опыту даосизм полагает, что нет решения мировых проблем без должного подхода к любви и сексу. Почти всякое разрушение или саморазрушение, почти всякая ненависть или горе, почти всякая алчность или жажда собственности идут от искажения любви и секса. Между тем источники и плодородие любви и секса неисчерпаемы как сама Вселенная. Это не моя собственная оригинальная идея, это только попытка оживить все, что древние Даосы знали в течение тысяч лет — что без гармонии Инь и Ян, вершин любви и наслаждения, для нас не остается ничего кроме смерти и разрушения.
Йолан Чжан.