[410x307]
Персонализм существовал как тенденция, по крайней мере, с возникновения христианства на протяжении всей истории философской мысли. Главным для персоналистов является развитие идеи человеческой личности и ее отношения к Личности Бога, темы свободы, творчества, общества, коммуникации, природы как таковой. Личность рассматривается как фундаментальная онтологическая реальность, проявляющаяся в индивидуальной деятельности. Опыт ее существования становится основой для построения мировоззренческой картины, поскольку личность имеет высшую ценность. Как русский так и французский персонализм является не просто религиозным, в отличии от экзистенциализма, скорее теоцентрическим, чем антропоцентрическим философским направлением, поскольку свою реальность и истоки бытия личность в конечном итоге получает от Личности абсолютной. Главной задачей персонализма является отыскание смысла, но не абстрактного смысла жизни, а конкретного смысла конкретной личности живущей в условиях конфронтации свободы и необходимости, мира личности и мира безличных вещей и систем. «Основным объяснительным принципом становится категория «общение», задающая не субъект-объектную, а субъект-субъектную структуру отношения человека к миру. С этой точки зрения, центральное понятие «личность» трактуется как уникальная целостность, критерий и цель человеческой истории. Творчество является образующим принципом и способом бытия личности. Уникальность и целостность духовного личностного опыта становятся условием и «методом» подлинного понимания мира как целостности. Природа и общество в таком случае не противостоят личности как чуждые и внешние объекты, а раскрываются в своей полноте и уникальности посредством диалога» . Персонализм настаивает на индивидуальности познания поскольку познающего «гносеологического субъекта» классической философии просто напросто не существует. «Принципу идеалистического монизма и панлогизма Гегеля противопоставляется плюрализм — множественность существований, сознаний, воль, личностей, а разуму — интуиция» . Персонализм критикует технократизму современной цивилизации. Потеря Бога и общения с ним привело мир к потере человека как личности и обесцениванию его существования. Человек без Бога оказался вещью в мире вещей, он испытывает тотальное одиночество, поскольку мир вещей чужд человеческой природе, мир объектов бесчеловечен. «Диалог рассматривается как путь выхода из ситуации тотального отчуждения, как способ установления глубинных связей между индивидом и бытием. В социальной философии персонализма диалог становится не только основой критики как капитализма, так и социализма, в равной степени подавляющих личность, но и методом построения нового социума, основанного на приоритете личностных духовных ценностей» . История рассматривается в персонализме как сфера творческой самореализации личности.