[300x417]
Рассуждая над изменяемым и неизменяемым в личности Бердяев говорит: «Личность вечна, всегда остается собой, неповторимой, и она всегда изменяется, созидается и требует времени для достижения полноты существования. Личность всегда должна преодолевать противоречие Личность враждебна времени, как несущему смерть, и ее реализация порождает время. Это есть основной парадокс о личности, парадокс совмещения изменения и неизменности, времени и сверхвременного.» . Бердяев поднимает вопрос о сохранении тождества личности и находит, что оно, главным образом, раскрывается в сознании своего призвания и предназначения. «Тайна единичного и неповторимого образа открывается в любви и для нелюбящих она закрыта... Через любовь реализуется личность, через любовь преодолевается одиночество и осуществляется общение. Любовь предполагает личность, она есть отношение личности к личности, выход личности из себя в другую личность, узнание личности и утверждение ее на вечность» . Главный постулат персонализма заключается в любви конкретной, то есть к живой личности, а не к отвлеченной идее. Любовь к идее, есть любовь к «оно», а не к «ты». Однако, это не есть отрицание любви к ценности, наоборот, в любви к личности проявляется любовь ко всем ценностям сокрытым в личности, поскольку в ней сочетается реальное с идеальным. «Любовь означает прорыв за объективированный мир и проникновение во внутреннее существование. Исчезает объект и открывается "ты". Поэтому во всякой подлинной любви непременно приходит Царство Божье, иной порядок бытия, отличный от нашего падшего, выброшенного наружу, объективированного мира» . В этом мире личность связана с болью и страданием, поскольку реализация личности болезненна и невозможна без проявления героизма. Реализация личности осуществляется в достижении внутренней свободы. Дабы не испытывать боли и страдания и парализовать трагизм жизни человек отказывается от свободы и тем самым обезличивает себя, поскольку принцип личности прямо противоположен принципу утилитаризма, индивидуального и социального.