[336x542]
Литургия в Православной Церкви занимала и занимает доминирующее положение. Однако все явственней мы видим то, что святые отцы именовали Apostasia - отпадение, или, скорее, отвержение Христа. Причастность Христу, Его спасительной Пасхе, стяжание с Ним одной участи, которым буквально дышало раннее христианство посредством Евхаристии, эта причастность в настоящее время почти утеряна. Церковь и ее служение в Евхаристии остались и останутся, неизменны, но переменилось восприятие Евхаристии и понимание ее глубинной сути, ее смысла и назначения. Этот кризис, как некая патология, всегда в той или иной мере присутствовал в жизни христиан, поскольку жизнь эта не была до конца совершенной. Церковь, храня апостольское Придание, лечила эту язву, которая со временем приобрела хронический характер, а в настоящее время она все более и более прогрессирует.
Мир сей, как будто накапливает злость, стягивает силы, проповедует всеобщее объединение, стремится к унификации и глобализации. Этот союз людей в отрыве от Бога пытается противопоставить себя единению народа Божьего, которое совершается посредством Крови Христовой в Евхаристии. Церковь сильна этой Кровью, сильна всемогуществом Бога, мир зла это знает и болезненно ощущает мощь Церкви Христовой. Источник силы Церкви на престоле Божьем, где совершается Евхаристия. В Евхаристии миссия проповедует «Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мар.9:1).
Евхаристия является источником миссионерского служения Церкви. Цель миссии собрать людей в Церковь, собрать народ Божий вокруг престола, на котором в Святых Дарах присутствует Сам Господь. Миссия осуществляет идею Соборности. Об этой Соборности, реализующейся в Евхаристии, пишет Коринфской общине апостол Павел, укоряя первых христиан и напоминая им, что собрание их теряет смысл, если они собираются не ради Евхаристического общения. «Когда вы собираетесь в церковь…, - говорит апостол, - вы собираетесь, так, что это не значит вкушать вечерю Господню» (1Кор. 11; 18-20). В данном выражении слово церковь обозначает не храм, так как в апостольском веке еще не было храмов. Само слово «церковь» (в греч. ekklisia) означает «собрание». В миссионерском аспекте это собирание урожая на ниве Христовой, формирование единого организма Церкви.
Научение вере неотделимо от Евхаристии. Святой Ириней Лионский говорит: «Учение наше согласно с Евхаристией, а Евхаристия подтверждает учение». В противном случае богословие становится схоластикой, а живая вера начетничеством. В ранней Церкви «закон молитвы» (lex orandi) и «закон веры» (lex credendi) являют единое целое.
В Евхаристии народ Божий составляет апогей единства. Сама форма храма напоминает нам об идее соборности Евхаристии. Православный храм в своих формах утверждает целостность космоса как собрание в единое Тело Христово неба и земли. Это понимание в настоящее время для многих также утеряно. Иконостас уже не рассматривается как форма диалога между средней частью храма и алтарем (alta-ara в переводе с евр. Возвышенный жертвенник), символизирующим распахнутые к человечеству Небеса. Иконостас рассматривается как стена, преграждающая путь в алтарь, хотя изначально икона призвана показать, раскрыть царствие Божье на земле. Священник Павел Флоренский назвал икону окном, распахнутым в Царствие Небесное. В богословии образа, икона стала выражением встречи видимого и невидимого, актуализации идеи Боговоплощения. В этом плане Православная миссия значительно выигрывает перед миссией протестантских конфессий, проповедь которых без храмовой архитектуры бесформенна, без иконы блекла, без колокольного звона нема.
Миссия призвана продолжить дело Христа, а Он пришел, «чтобы рассеянных чад Божьих собрать воедино» (Ин. 11; 52).
Литургия является таинством буквально закрытым от взгляда неверующего человека, однако нельзя категорически утверждать, что сама структура этого богослужения не может служить делу миссионерства. Кроме аспекта космического освящения Литургия, как богослужение, совершаемое в определенном месте и в определенное время, имеет более конкретное миссионерское значение. Со времен апостольских, прежде чем войти в евхаристическое общение человек слышал проповедь о Христе, и, если он уверовал, то совершалось научение в основах веры. Оглашенные хотя и не допускались к сердцевине таинства Евхаристии, однако участвовали в нем, если так можно выразиться, частично, в меру своего духовного возраста. Та часть, на которой могли находиться новообращенные, до сих пор носит название «Литургия оглашенных», свидетельствуя о конкретном миссионерском значении Литургии.
Богослужение Церкви всегда носило миссионерский характер. В богослужении и, в частности, в проследовании Литургии, мы находим следующие миссионерские моменты:
-Евангельские чтения и вообще чтение священного Писания за богослужением, особенно в периоды подготовительные к всеобщему крещению оглашенных, к ним относятся: Пасха, Рождество, Крещение, Пятидесятница.
-Проповедь, которая, как правило, говорилась по прочтении Священного Писания, имела экзегетический характер и представляла собой форму осуществления учительского попечения Церкви.
-Библейская фразеология богослужения, которой так испещрены тексты священных чинопоследований, безусловно, дает право называться Православной Церкви «библейской Церковью по преимуществу».
-Молитвы за оглашенных, которые подтверждают тот факт, что ранней Церкви далеко небезразличны были те, кто жили вне Церкви.
К сожалению, эти миссионерские факторы как в Литургии, так и в богослужении в целом, в настоящий момент утеряли свое изначальное предназначение. Святейшй Патриарх Московский и всея Руси Алексия II на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 1994 года, предложил обратить особое внимание на «вопрос о приближении и в миссионерских целях литургической и иной культуры Православия к пониманию наших современников». Святейший Патриарх при этом отметил, что «большинство наших соотечественников утратило чувство преемства и развития православной культуры», и поэтому «глубокий смысл богослужения подчас не постигается этими людьми». В связи с этим Святейший Патриарх подчеркнул: «Вот почему мы призваны подумать о том, как сделать богослужение более доступным людям. Выражение божественных истин в формах культуры, в том числе культуры литургической, с веками развивалось. Теперь такое развитие будет продолжаться, но для этого необходимо усилие соборного церковного разума». В соответствии с предложениями Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Определении Архиерейского Собора 1994 года «О православной миссии в современном мире» было записано, что «Собор считает исключительно важным глубокое изучение вопроса о возрождении миссионерского воздействия православного богослужения» и усматривает «крайнюю необходимость развития практических церковных усилий» в том направлении, чтобы сделать более доступными пониманию людей смысл священнодействий и богослужебных текстов.
Итак, Литургия служит источником духовных сил и побуждением к миссионерству. Правильное понимание евхаристического опыта дает нам ключ к уяснению роли Евхаристии в деле миссионерского служения.