[336x434]
В конце творческого пути В. Соловьев меняет свое оптимистическое настроение, связанное с идеей теократии, «эсхатологическое понимание христианства сменяет понимание историческое». В произведении «Три разговора или Повесть об антихристе» В. Соловьев показывает, как прекрасное стремление к добру, прикрытое маской христианского благочестия, может извратиться в оборотня христианской правды и стать делом антихриста, когда во главу чаяний становятся религиозные феномены, культура, нравственность, а не сам Христос. В этом произведении В.Соловьев описывает последнюю схватку добра со злом. Главная мысль произведения в том, что за добром следует признать безусловную, иначе говоря, божественную силу, дабы оно могло победить разрозненные исторические силы, и признать, что абсолютное добро может воплотиться на земле. В противном случае, победы добра ожидать не придется. «Краткая повесть об антихристе» показывает, как антихрист становится воплощением блага, поскольку облагодетельствовал миром всех, истины, так как умен и получил блестящее образование, и красоты, поскольку он очень красив и обворожителен. Однако такой ли победы добра над злом ожидает человечество, к такому ли материально обеспеченному благу стремиться история человечества? На этот вопрос В.Соловьев отвечает, показав подлинного Христа. Этого Христа он являет в вере конкретных людей. И этот Богочеловек отделяет свою Церковь, Свое богочеловечество, от всех, кто не имеет к Нему подлинной любви и уводит в пустыню.
Идея Богочеловечества имела основное значение в построениях В.Соловьева. С того времени как оно вошло в систему «всеединства», оно стало, по слову протоиерея Василия Зеньковского, «источником философского вдохновения (выделено автором) и определяющей силой его диалектических построений. Вне идеи Богочеловечества эти построения кажутся «мозаичными» и не связанными друг с другом; идея Богочеловечества не просто центр кристаллизации его мыслей, или узловой пункт их встречи и взаимосочетания, но живая и творческая дорога, можно сказать, - эвристический принцип». В. Соловьев не вносил в христианство философских идей, а наоборот, философию оживлял духом христианства. Основную идею христианского гуманизма он ставит во главу угла своего философского миросозерцания. Для В. Соловьева «Богочеловеческий идеал означает, что Совершенный Бог, соединяясь с совершенным человеком, дает человеку такие творческие возможности, какие он не может иметь без Христа, без веры, без Церкви».