В католической вероучительной доктрине давно разработана концепция Мариологии, в которой досконально разработана теоретическая база культа Пресвятой Мадонны. Несмотря на то, что и в Православии почитание Божьей Матери стоит не на последнем месте, говорить о культе Божьей Матери в Православии, все-таки не уместно. Обвинение со стороны протестантских деноминаций о том, что культ Марии у нас присутствует, происходит из-за непонимания. Это непонимание возникает потому, что между католическим и православным образом почитания Пресвятой проводят прямую параллель. Однако разница существенна. Дело в том, что в Православии почитание Богородицы нераздельно связано с верой в Богочеловечество Иисуса Христа. Само почитание и праздники, связанные с Богородицей возникают, в свое время, как ответ на те ереси, которые гипертрофировали Божественное во Христе в ущерб его Человечеству. Мистически ориентированные секты Востока не могли признать того факта, что Христос был не только истинным Богом, но ещё и истинным Человеком. Человеческое всегда было антиномией Божественного, и это непримиримое противоречие земного и небесного, в сознании таких ересей как докетизм, сводило на нет Человеческую природу Христа. Человечество Христа считали призрачным (докетизм), отделённым от Божества (несторианство), растворившимся в Божестве (монофизитство), ибо человечество греховно и несовместимо со Святостью Божества. Православие же, отстаивая учение о примирении Божества и человечества, соединение Неба и земли во Христе обращается к той, Которая послужила делу домостроительства нашего спасения, Той, Которая реализовала воплощение Бога. Именно в пору расцвета антигуманных ересей возникают праздники Рождества Христова, Обрезания (кстати, Богородичный праздник) и позже, праздник,и посвященные Богородице. Здесь думаю, будет уместным отметить богословские споры, связанные с термином Богородица. Несторий выдвигал термин Человекородица, что вполне оправдано и логично. Ведь Мария родила Человека, Бог же нерожден, предвечен. Однако святые отцы отстояли термин Богородица, несмотря на всю его иррациональность именно потому, что почитание Богоматери неразрывно связано в святоотеческой традиции с пониманием Боговоплощения. Если мы обратимся к иконографии, то найдем подтверждение тому, что Богородица не почитается вне контекста Боговоплощения. Ибо древние иконы (некоторые из них приписываются церковной традицией апостолу Луке), как правило, не изображают Приснодеву одной, она всегда с Богомладенцем. Исключения из этого правила редки, и возникновение икон, где Богородица изображается одна, относятся к более позднему времени, они, как правило, имеют под собой не богословскую основу (например, образ «Игуменья Афонской горы). Ко всему вышесказанному во избежание недоумений думаю, будет уместным добавить, что такие молитвенные выражения как «Пресвятая Богородице, спаси нас» или «не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, токмо Тебе, о Богомати» не претендуют и не понимаются в смысле сотериологическом. В первом случае, слово «спаси» употребляется так же как, к примеру, в выражении: «Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены» (1Кор.7:16)? Что в контексте не претендует на понимание, будто жена или муж помимо Спасителя спасают друг друга. Во втором случае мы видам замечательный пример поэтического, а не догматического выражения отношения к Богородице, поэтому слова носят эмоциональный, а не богословский окрас.
Сердечно поздравляю всех с праздником Успения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. Именно успением (сном), а не смертью, ибо смерть побеждена победою Христовой. С этого момента мы можем говорить не только о смысле жизни, но и смысле смерти, что вполне оправдано в контексте данного праздника.