
Аномеи бросили богословский вызов никейскому определению веры. Это уже было усовершенствованное арианство, способное полемизировать, опираясь на собственную систему взглядов. Для защиты требовался однозначный и недвусмысленный ответ о содержании христианского исповедания веры, соответствующий вызову нового арианства. Простые ссылки на прежние символы оказались недостаточны: образные выражения, употреблявшиеся в них, ариане истолковывали по-своему, никейское же «единосущие» все еще казалось чуждым традиции Восточного богословия, а значит и подозрительным. И вот Георгий, епископ Лаодикии, сразу после Антиохийского собора 358 года, обратился с окружным посланием к епископам Востока, призывая их спасти православие. На его призыв, несмотря на все свои предубеждения против Никеи, откликнулся Василий, епископ Анкирский. Они стали лидерами движения омиусиан. Их богословие опиралось на термин «омиусиос» (подобный) — «подобный по существу», «подобный по всему». Эти формулы встречается у Александра Александрийского и Афанасия Великого, а также в «Многострочном Изложении», и y Кирилла Иерусалимского в «Огласительных Поучениях». Русский термин «подобный» стоит на безразличном перепутье большего или меньшего сходства. Греческий термин наоборот — он по природе своего значения говорит об уравнении сравниваемых величин, ο равенстве, но не тотальном, a только частичном, в каком-тο определенном отношении. Эта первая богословская реакция на арианство объединила большую часть восточных епископов вокруг нового термина «подобосущие». Сын «подобосущен» Отцу, то есть такой же природы, что Отец: это был первый шаг в сторону Никеи. Сделав его, восточные тем самым признали необходимость философских слов для выражения веры; они сами становились на путь, за который до этого осуждали защитников Никеи. Василий Анкирский перед Пасхой 12 апреля 358 года созвал собор в Анкире. Он провел через этот собор свое окружное послание к епископам Финикии и других епархий Востока. Довольно пространное изложение веры собора заканчивалось восемнадцатью анафематизмами и против Маркелла, и против аномеев. Хотя тут староникейское «омоусиос» тоже отвергнуто, но анкирские отцы утверждали, что Сын подобен Отцу не только по энергии, но и по существу и что Бог родил Сына не только по своему хотению, но и пo своей сущности. Это стало началом догматического уточнения, отказ от «иносущия» и утверждение «родства по сущности». Отцы Анкирского собора понимают Сыновство не метафорически, a как истинное (γνήσιος, γνησιότης). В утверждении «подобия по сущности» они видели уклонение от савеллианского «единосущия», сливавшего Три Лица до полного уничтожения, однако по смыслу приближались к никейскому пониманию «единосущия», говоря, что Сын «имеет сущность свою не в тожестве с Отцом, a только в подобии». Святой Епифаний назвал этих анкирцев полуарианами, что исторически не совсем справедливо, ибо они дистанциировались от ариан своей богословской опорой на «подобие» Сына и Отца по природе. Анкирский собор 358 года окончательно расколол антиникейскую коалицию, с этого момента началась борьба фракций.