[190x247]
С того момента, как началось открытое гонение на никейцев, и Афанасий окончательно был смещен с кафедры, евсевиане начали подумывать о узаконении своих богословских взглядов, в результате чего появился второй Сирмийский манифест. Произошло это в 357 году в Сирмии на Дунае, там было составлено вероопределение, называемое «второй Сирмийской формулой», уже открыто арианское, и от епископов стали требовать его принятия под угрозой государственных санкций. Сермийская формула гласила: «Так как многих смущает вопрос ο так называемой по-римски Substantia, a по-гречески ουσία, т.е., выражаясь точнее, вопрос об όμοούσιον и так называемом όμοιούσιον, тο не об одном из этих выражений не должно быть и упоминаний и не следует объяснять их в церкви по той причине и на том основании, что в Священном Писании нет этих выражений и вопрос ο них — выше человеческого ума и ведения, потому что никто не может изъяснить рождение Сына. «Род же Его кто исповесть»? (Ис. 53:8). Никто, с друтой стороны, не сомневается, что Отец больше Сына. Ведь всякий без колебания согласится, что Отец по чести, достоинству, божеству (у Афанасия: θεότητι, y Илария: claritate, majestate) и пo самому имени Отца больше Сына, как свидетельствует и сам Сын: «Отец Мой более Меня» (Ин. 14:28). Равно и то, как всем известно есть кафолическое учение, что есть два Лица (προσωπα) — Отца и Сына, и Отец есть больший, a Сын подчинен Отцу со всем, что Отец подчинил Ему (μετα παντων, ων). И Отец не имеет начала, невидим бессмертен и бесстрастен. A Сын рожден от (εκ) Отца, Бог от Бога, свет от света». Оригинал этого документа латинский, a греческий текст только копия. Иларий называет этот текст «богохульством (b'asphemia) Осия и Потамия». Составляли этот декрет, или манифест, ο вере все те же епископы-временщики и диктаторы. Среди них был (увы, явно ослабевший умом к старости) почитаемый за святость жизни «ветеран» никейской веры Осий Кордубский и солидарный с ним по землячеству Потамий Олизиппонский (Лиссабонский). Однако апогей арианства оказался роковым для него. Сирмийский манифест был до такой степени откровенно арианским, что не мог не вызвать реакции всех здоровых элементов Церкви. Коалиция, которую можно было сколотить против Афанасия, Маркелла, Рима, теперь распалась, поскольку строилась исключительно на отрицании «единосущия» и не имело положительной богословской платформы.