Торжество православия.
22-03-2005 21:19
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Название этого праздника в историческом контексте не оправдано. О каком торжестве может идти речь в 9 веке? Окончился золотой век богословской мысли на Востоке. Последней искрой в угасающем пламени богословской эпохи вспыхнет ещё светоч Григория Паламы, чтобы спорами о Фаворском Свете нетварных энергий благодати завершить уходящую эпоху. Затем завоевания магометан и падение Константинополя. Кромешное безмолвие богословской мысли на всем Востоке. Надежда только на Русь. Но и там междоусобицы, татарское иго, смутное время… В это время в пожаре политических и социальных перипетий сгорают шедевры иконописи, о развитии богословской мысли и говорить не приходится. Самостоятельные труды этой эпохи можно пересчитать на пальцах одной руки. Наконец… империя, земский Собор, воцарение династии Романовых. Еще одна надежда? Да где уж там… Церковь задыхается в объятиях государства. Унижение Церкви в Синодальный период. Да, возникают богословские школы, но строится в них образование по образцу Западных школ. Что приносит скорее вред, чем пользу. Надолго русская религиозная мысль попадает под тотальное влияние католического и протестантского богословия. В девятнадцатом веке, начиная с В. С. Соловьева, набирает обороты новое религиозно-философское движение. Но и оно не свободно от подражания, а порой и раболепства перед европейской мыслью. Конечно в это время уже появляются самостоятельные богословы и мыслители с большой буквы: епископы Игнатий (Брянчанинов) и Феофан (Говоров), братья Киреевские, князья Трубецкие, А.С.Хомяков, Ф.М.Достоевский. Это гении свободного духа. Церковь же порабощена. Царство духа и царство кесаря, «Два града» (Бл. Августин) превратились в монолит империи. Организм Церкви был скован механизмом государства. Однако Господь поругаем не бывает! Как и предвидел святитель Филарет (Дроздов), сетуя о унижении Церкви перед императором «… следующая очередь за вашим престолом», монархия рухнула. «Оковы тяжкие падут темницы рухнут и…» Свобода? Как бы ни так. Архипелаг ГУЛАГ. А по сю сторону колючей проволоки «сотрудничество» с КГБ, тот же Синодальный период, только на иной манер. За свободу от государства Церкви пришлось расплачиваться кровью. Однако было восстановлено Патриаршество, которого так не желали Романовы. Свобода на крови, так же как и примиренчество с аппаратом не лучшие условия для воспитания самобытной богословской мысли. В эмиграции гипермонархическая, ультрареакционная половина сосредоточилась вокруг Русской Православной Церкви За Рубежом, с центром в Джорданвиле в США, а самые авангардные силы православной элиты сплотились вокруг митрополита Евлогия, духовного вождя русской Церкви, обосновавшейся в Париже. В.Н.Лосский, прот. Г.Флоровский, теолог П. Евдокимов, прот. И.Мейендорф, еп. Василий (Кривошеин), прот. В.Зеньковский, архимандрит Киприан Керн работают на ниве богословия, которое не понимается и не принимается их окружением. Они, по большому счету не смогли воспитать себе даже достойных приемников, и в настоящее время богословие в Парижской школе если и есть, то только на пожелтевшей бумаге их трудов. В России же в сфере богословской мысли в это время «ледниковый период». Наступает Перестройка. Грандиозная оттепель, Церковь разбухла от неофитов. Из-за нехватки священнических кадров стали рукополагать необразованных и неискушенных в духовной жизни вчерашних слесарей и прокуроров. Мало внутренних проблем? Так тут еще из ментов в «Христы» (наглядный пример Виссарион) один за другим. Разношерстные «просто христиане» и иже с ними. О проблемах современной Церкви лучше помолчать, сейчас менее чем когда-либо православие торжествует. В Синоде одни старики сидят далекие от жизни тех христиан, которые, по сути, и составляют на сегодняшний день Церковь. Если в православии клерикализм не будет изжит в ближайшие лет двадцать, то можно будет вполне согласиться, что торжество православия было когда-то давно и заключалось оно в догматической победе отцов. Как возглашается на богослужении в этот день: «Сия вера апостольская, сия вера отеческая…». Только вот вопрос является ли эта вера верой современников стоящих во время этого торжества в храме, знают ли они эту веру? Знают ли этих святых отцов и апостолов? Или может все-таки справедливей признаться, что торжество православия для нас не наступило?
«Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте» (2Кор.2:14).
И все же есть Торжество православия скрытое от глаз историка, трансцендентное временному континууму. За гранью «мира сего». Во Святая святых. На церковном престоле в евхаристической чаше. Только это позволяет мне смотреть на современные события оптимистично, и повторять с апостолом Павлом: «Благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе» (2Кор.2:14).
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote