[197x326]
После осуждения, арианство не прекратило своего существования. Термин «единосущный» в свое время был на Востоке скомпрометирован тем, что его употребляли савеллиане. Поэтому Восточные епископы не только не могли предложить этого термина, но и когда он был предложен императором Константином, отнеслись к нему весьма сдержанно. По всей видимости, Константину этот термин был подсказан западными епископами, прежде всего его придворным епископом Осией Кордубским из Испании. Сам Константин был западным человеком – он родился и вырос в латинском мире: правил сначала в Галлии, потом в Италии и лишь за год до Вселенского собора распространил свою власть и на восточную часть империи, объединив все государство под своей державой. Однако же, подчиняясь давлению Константина, епископы, собравшиеся на Первый Вселенский Собор, приняли символ веры в той формулировке, которая была предложена императором. Термин «единосущный» подчеркивал единство и равночестность Трех Лиц Пресвятой Троицы, точно передавая мысль о том, что Три Лица есть по существу Один Бог. Но поскольку термин этот был скомпрометирован савелианами, сторонников Никейской веры заподозрили в модализме, в слиянии лиц Пресвятой Троицы. Наиболее активными «антиникейцами» были евсевиане, державшиеся субординатизма и поставлявшие Сына ниже Отца. К ним примыкали действительные еретики, считавшие Сына творением. Однако и среди еретиков были более умеренные, признававшие Божество Сына, но отвергавшие Божество Святого Духа. Таким образом, арианство раскололось на множество течений, и фронт антиникейцев оказался достаточно широк. Из-за неясности богословской терминологии возникали баталии на пустом месте. Эти войны между богословскими школами напоминали междоусобную войну, которая, по словам церковного историка Сократа, «ничем не отличалась от ночного сражения, потому что обе стороны не понимали, за что бранят одна другую».