[300x225]
Учение Ария мы не можем установить с полной точностью, потому что собственных сочинений Ария не сохранилось, а в изложении его учения у полемизировавших с ним православных есть определенные противоречия. Известны лишь основные неоспоримые моменты: Арий учил о том, что Сын Божий сотворен Богом Отцом прежде всех век, то есть совершенно ниспровергал учение Церкви о Святой Троице. Арий не утверждал, что Христос – это простой человек, Христос – это человек, соединившийся с Сыном Божиим. Но сам Сын Божий – это, по Арию, божество низшего порядка. Арий ошибся, потому что к разрешению богословского вопроса о Троице подходил исключительно как философ с позиций формальной логики. Две главных истины христианства: о Едином Боге и о спасении мира Сыном Божиим он воспринимал как абстрактные положения. Он был убежденным монотеистом, но не в духе Ветхого Завета, а в духе того философского монотеизма, который в эту эпоху торжествовал в эллинистическом мире. Это признание некоего абстрактного Абсолюта или Единого, лежащего в основе всего сущего, как его начала и как объединяющий принцип всего «множественного». Для Ария Отец - это не Личность, а, скорее Перводвигатель Аристотеля, абстрактный бог философов, а не Живой Бог Откровения. Как справедливо подчеркнул протопресвитер Александр Шмеман, арианство есть «рационализация» христианства; в нем уже не живой, религиозный опыт оплодотворяет мысль, заставляет ее видеть и понимать то, чего она раньше не понимала, а, напротив, вера иссушается логическим анализом и превращается в абстрактное построение. Однако, поскольку арианство было созвучно умонастроению эпохи своим рациональным строгим монотеизмом и вместе с тем отсечением всего «иррационального», сверхразумного, оно приобрело немало последователей в небогословских кругах и в кругах церковных политиков. Но, делая учение более понятным для обывателей, делая его более прозрачным для ratio, арианство лишало христианство его живого религиозного содержания, превращало его в «деизм»: в космологию и мораль.