
Полемика о термине «единосущный» является главным моментом для арианской доктрины. О Боге Арий учит так же, как прежде него учил Павел Самосатский. Согласно этому учению, Единый Бог совершенно один. Логос же, подобно человеческому разуму, есть Его «неипостасная» сила. Основываясь на качествах вечности и неизменяемости Бога, Арий утверждал нерожденность Бога, ибо что рождается или творится, появляется, получая свое начало во времени. Рождение Сына Арий мыслил как явление, происшедшее во времени, что подтверждало Его «невечность». Из этих постулатов Арий выводил, что было время, когда Сына не было. Утверждая строгий монотеизм, Арий , что Сын имеет иную сущность, нежели Бог, ибо то, что получает бытие от Бога, иной сущности, чем Он. В рождении Сына из сущности отца Арию виделось гностическое учение об эманации или о разделении Божественной природы. Отвергая это, Арий утверждал, что Сын сотворен. Он есть высшее и первейшее творение Бога, Посредник, созданный для творения мира. Сын, таким образом, не есть истинный Логос Отца, Он не единосущен Отцу, а лишь «почтен Божеством». Вопроса о Святом Духе Арий напрямую не затрагивал, но по аналогии, следовало, что Дух - высшее творение Сына, поэтому Арий именовал Святого Духа «внуком». Троичность Бога для Ария не вечна, поскольку возникает во времени. Троица, согласно его доктрине, не есть Бог, а по меткому замечанию Григория Богослова «общество трех неподобных существ». Арий защищал строгий монотеизм, в котором нет места никому кроме Личности Единого Бога. Богословие Ария делает шаг назад, поскольку отказывается от понимания Бога как Любви Трёх, ибо нет места Трём, а там где один, любовь превращается в самолюбие.