[290x273]
Теперь нельзя однозначно сказать, из-за чего начинается спор у пресвитера Александрийского Ария и Александра епископа Александрийского. Возможно, дело не только в догматической, но и личной области. Дело в том, что Арий был одним из первых претендентов на Александрийский престол, но клир и народ избрали пресвитера Александра (313), мужа, отличавшегося красноречием, кроткого, милостивого к бедным, любимого и уважаемого всеми. Собеседование епископа Александра со своим клиром о единосущии Сына Божия с Богом Отцом дало Арию повод обвинять его в том, будто он восстанавливает ересь савеллианства. Савеллий в III веке учил, что Бог есть единая сущность, единое лицо, а Троица – только три модуса. Ученики его называли Бога на небе Отцом, на земле – Сыном, в тварях – Духом Святым. Таким образом, по их учению, Бог-Отец под именем Сына родился от Девы, пострадал и умер. В учении Савеллия Бог скорее безличен, поскольку модусы Отца, Сына и Духа лишь маски, сменяемые в зависимости от обстоятельств. Данная доктрина более подходит для индуистского понимания безличного бога и множественности его аватар, то есть для языческого, но не для библейского, христианского понимания Бога как Личности.