
Знание арианской доктрины поможет нам не только разобраться в тонкостях православного богословия, но и в защите нашего миросозерцания перед лицом ИЕГОВИСТОВ. Поскольку,как отметил

,это современное арианство. «В Арианской смуте, - говорит протопресвитер Александр Шмеман, - как в узле, сходится множество нитей, сливается множество вопросов. Это начало тех великих богословских споров, на которые уйдут почти пять веков церковной истории и которые оставят, в наследие нам, вдохновенные писания Отцов и Учителей, чеканные формулы Вселенских Соборов. Но эта борьба за Истину сразу же усложняется участием в ней государственной власти, перестает быть делом чисто-церковным и приобретает новое - государственное - измерение. В ней не только чеканится вера Церкви, но совершается медленное и мучительное рождение христианской Византии. Четвертый век внешне - один из самых трагических в истории Церкви, и всё же именно тогда ставится впервые, во всей своей глубине, тема христианского мира, зарождается тот замысел, то видение, которого никогда не вытравить из церковного сознания". Обращаюсь к истории арианства для того, чтобы проследит путь становления и выявления истины, дарованной Церкви, а в её лице и всему человечеству, в день Пятидесятницы, кода Дух Истины сошел на неё. Для этого предстоит выяснить несколько определяющих положений. Во-первых, на какой стадии развития находилось учение о Святой Троице до арианской смуты. Далее, определить мотивы и условия возникновения арианства. Выявить, в чем состоит методологическое отличие богословия Ария от православного учения о Святой Троице и Лице Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Проследить канву исторических событий четвертого века, связанных с богословской полемикой, вызванной арианством. Проанализировать связь Церкви и государства в этот период и дать оценку их взаимоотношениям. Наконец, изложить православное учение, сформировавшееся в результате борьбы Церкви за чистоту изначально дарованного ей учения о Боге и человеке в контексте сотериологии.