[360x500]
По античным и средневековым представлениям мир, как известно, состоит из четырех стихий: земли, воды, воздуха и огня. Эти стихии символично представляют весь космос. Символы этих стихий в иконе, как бы сгущаются, поляризуются в два центра. Из четырех элементов в иконе остаются лишь наиболее противоположные: земля и огонь, которое образуют новое единство – земля преображенная огнем. Человеческая фигура - стихия земли «земля еси и в землю отыдеши» (Быт.3:19); окружающий человека золотой фон - стихия огня. Водная стихия, родственная земле, включена в земное естество и рассматривается как ее часть, а воздушная стихия, родственная огню, как бы поглощена и заменена огнем. Отсюда вытекает невозможность изображения фактуры различных видов материи в иконе - все сведено к первоматерии, земле, но земле преображенной в рай.