
Икона – это откровение Божье, высказанное через иконописца языком линий и красок, всей Церкви. Картина, под которой следует понимать не только произведения светского характера, но и живопись на религиозные темы, представляет собой художественный образ, созданный творческой фантазией художника и являющийся формой передачи его собственного мироощущения. Икона вне времени, она – отражение инобытия в нашем мире. Мироощущение же художника зависти от объективных причин: исторической ситуации, политической системы, от типа и характера самой личности художника, от образа его жизни. Все выдающиеся художники умели чувствовать то, что волнует их современников и, преломляя общественный нерв эпохи через себя, оставляли на полотне сконцентрированный художественный образ своего времени.
Иконописание – не самовыражение, а служение и аскетическое делание. Кисть иконописца бесстрастна: личные эмоции не должны иметь место, ибо икона – это молитва иконописца. В литургической жизни церкви икона подобна монотонному чтению псалтири; сопереживание произносимым словам псаломщика, как и восприятие иконографических символов, происходит не в эмоциональной сфере, а на духовном уровне. Если на законченной картине художник ставит свою подпись, что означает не только авторство, но и меру ответственности за произведение, то на иконе надписывается имя того, чей лик явлен на иконной доске. Картина непременно должна быть эмоциональна, так как искусство – форма познания и отражения окружающей действительности через чувства. Картина принадлежит психологической сфере.