[247x370]
Несмотря на то, что есть иконы так называемого «академического» письма, привнесенного к нам с Запада, каноническая икона имеет ряд отличительных черт, которые не позволяют спутать ее с картиной.
Основным принципом иконографического искусства является не отражение проблематики жизни, а ответ на нее, поэтому икона с самого начала является проводником евангельского учения. Иллюзорное трехмерное пространство уступает место реальной плоскости, связь между фигурами и предметами становится условно-символической. Образ сводится к минимуму деталей и максимуму выразительности. Подавляющее большинство фигур изображается обращенными лицом к молящимся, так как важно не только действие и взаимодействие изображенных лиц, но и их состояние, обычно молитвенное.
Иконописец жил и мыслил образами и приводил формы к предельной простоте, глубина содержания которой доступна только духовному взору. Он понимал, что, с одной стороны, нужно оторваться от чувственного наслаждения, с другой - что для выражения духовного мира надо пользоваться всей видимой природой, ибо, чтобы передать мир, невидимый нужна особенная четкость и точность выражения. Авторство иконописца намеренно скрывается, поскольку икона – творение соборное. Картине же присуща ярко выраженная индивидуальность автора. Она находит свое выражение в своеобразной живописной манере, специфических приемах композиции, колористическом цветовом решении.