[200x350]
Русский богослов протоиерей Сергий Булгаков подчеркивает особое значение святых икон для православного миросозерцания, в своем труде «Православие» он говорит: «Каждой исторической ветви вселенского христианства дан свой особый дар, преимущественно ее выделяющий: католичеству – организаторский дар власти и организации, протестантизму – этический дар честности житейской и интеллектуальной, православным же народам, и прежде всего Византии и России – дано ведение умной красоты духовного мира». Эта красота воплотилась в Господе Иисусе Христе, ибо Он «прекраснее сынов человеческих» (Пс.44:3). Икона в этом плане – Христоцентрична.
Красота – это одно из имен Бога. По-славянски слово «красота» - более емкое понятие, оно звучит как «доброта» (отсюда перевод греческого «Филокалия» как «Добротолюбие»). Здесь красота раскрывается как добротность, то есть соответствие замыслу, пригодность для определенной цели. Красота для человека – это богоподобие. Святость, как свидетельство о небесной красоте, осмысливается в богословии образа как путь человека к преображению, обретению образом идеального сходства с Первообразом. Это аскетический путь красоты. Красота «приходит за Христом путь своего распятия… поэтому она есть красота крестная». Только такая красота способна спасти мир.