• Авторизация


Язык иконы 2 (Спасающая красота иконы) 20-03-2007 14:38 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[200x350]
Русский богослов протоиерей Сергий Булгаков подчеркивает особое значение святых икон для православного миросозерцания, в своем труде «Православие» он говорит: «Каждой исторической ветви вселенского христианства дан свой особый дар, преимущественно ее выделяющий: католичеству – организаторский дар власти и организации, протестантизму – этический дар честности житейской и интеллектуальной, православным же народам, и прежде всего Византии и России – дано ведение умной красоты духовного мира». Эта красота воплотилась в Господе Иисусе Христе, ибо Он «прекраснее сынов человеческих» (Пс.44:3). Икона в этом плане – Христоцентрична.
Красота – это одно из имен Бога. По-славянски слово «красота» - более емкое понятие, оно звучит как «доброта» (отсюда перевод греческого «Филокалия» как «Добротолюбие»). Здесь красота раскрывается как добротность, то есть соответствие замыслу, пригодность для определенной цели. Красота для человека – это богоподобие. Святость, как свидетельство о небесной красоте, осмысливается в богословии образа как путь человека к преображению, обретению образом идеального сходства с Первообразом. Это аскетический путь красоты. Красота «приходит за Христом путь своего распятия… поэтому она есть красота крестная». Только такая красота способна спасти мир.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (9):
Люд--Мила 20-03-2007-16:35 удалить
Алексей-Апрель... извини если не к месту... но не мог бы ты мне пояснить, что означает эта икона?..
[412x500]
Orthodox 20-03-2007-19:01 удалить
Умничка_девочка, так на этой иконе сверху написано, что она означает - Всеведущее Око Божие!
Лично мне, честно признаться, та икона совсем не нравится, хоть и считается она православной.
Orthodox 20-03-2007-19:11 удалить
Русский богослов протоиерей Сергий Булгаков подчеркивает особое значение святых икон для православного миросозерцания, в своем труде «Православие» он говорит: «Каждой исторической ветви вселенского христианства дан свой особый дар, преимущественно ее выделяющий: католичеству – организаторский дар власти и организации, протестантизму – этический дар честности житейской и интеллектуальной, православным же народам, и прежде всего Византии и России – дано ведение умной красоты духовного мира».

Я не согласен с русским богословом протоиереем Сергием Булгаковвым!-) Во-первых, католическая и протестантские организации не являются ветвями христианства (ну разве что отрубленными и засохшими).
Кстати, был в Неделю Торжества Православия на одноименном Чине в одном монастыре. Помимо прочих анафематизмов, там провозглашали анафему тем, кто считает вышеупомянутые организации ветвями Церкви.

Во-вторых, говоря, что католичеству присущ особый организаторский дар власти и организации, а протестантизму – этический дар честности житейской и интеллектуальной, автор цитаты тем самым как бы отказывает в этих дарах Православию и принижает его - дескать, протестанты по жизни честнее православных...
Люд--Мила 20-03-2007-22:45 удалить
Orthodox, спасибо! Просто я никогда не видела такой иконы в храме вот и спросила... что-то в ней есть необычное...
Умничка_девочка,За сложной символикой иконы – главное: Христос, – в солнечном круге с четырьмя глазами, обращенными на четыре стороны света, – сам подобен солнцу. Подобно солнцу, которое все видит и все освещает, Христос видит все и светом своего учения освещает мир. Русский учёный Александр Виноградов писал об иконе "Всевидящее Око Божие": "Изображение двойного лица человеческого в виде четырёх или двух глаз, одного носа и губ <...> без сомнения указывает на тесное сближение солнца стихийного и Солнца Духовного - Иисуса Христа Богочеловека, в обоих же вместе макрокосмос и микрокосмос, ибо человек есть малый образ великого образа - мира". Здесь мы видим попытку глобального изображения воплощения Бога во всей полноте антиномий Божественного и человеческого: Всевидящий Бог становится человеком, не знающим о конце света (Матф.24:36), Всемогущий воспринимает немощь человеческой природы, Бесстрастный испытывает страдания и так далее. О «православности» этой иконы говорить сложно, прежде чем мы определимся о критерии эдакой «православности». Икона появилась на Руси в конце 18-го века, придя с католического Запада. Это век засилья и тотального влияния Западной культуры и богословия. К этому времени на поместном соборе уже были оговорены каноны иконописи и осуждено изображение Бога Отца как «Ветхого деньми», ибо он не видим и не изобразим. Более древние соборы уже определили изображать Христа исторически, отвергая аллегоричность и иносказание, ибо икона есть символ реального воплощения Бога – Слова.
Orthodox, «Каждой исторической ветви вселенского христианства дан свой особый дар, преимущественно ее выделяющий: католичеству – организаторский дар власти и организации, протестантизму – этический дар честности житейской и интеллектуальной, православным же народам, и прежде всего Византии и России – дано ведение умной красоты духовного мира». С этим выражением отца Сергия я тоже бы не согласился, если бы оно претендовало на догматичность. Здесь же скорее культурологическое и социальное определение, нежели догмат. В этом понимании католичество более организовано, с этим трудно спорить. Иерархия католичества формировалось во враждебной варварской среде со времен Льва Великого. Да и в плане социального и миссионерского служения у них дело обстоит гораздо лучше. Под протестантской нравственностью отец Сергий имеет в виду, как мне думается, неистребимый дух пуританства и педантичности (в положительном смысле этого слова). Обозначая, на свой взгляд, положительные черты католичества и протестантства, отец Сергий не отказывает в этих дарах православным. Он видит положительное в иных христианских исповеданиях, но это не значит, что недооценивает православие.
Умничка_девочка, а сам образ, не вдаваясь в богословские и исторические нюансы красив и с позиций эстетических вполне православен (если мы скажем, что красота такая от Бога). Обязательно использую его в иллюстрациях.
Люд--Мила 21-03-2007-10:32 удалить
Алексей_Апрель, спасибо огромное за такой исчерпывающий ответ!!! Очень интересная икона...
Orthodox 21-03-2007-22:08 удалить
Алексей_Апрель, хорошо,отчасти бы я согласился с этим высказыванием - как с социальным определением. Но при условии отсечения самого начала цитаты "Каждой исторической ветви..."-))


Комментарии (9): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Язык иконы 2 (Спасающая красота иконы) | Алексей_Апрель - Озвучивая тишину | Лента друзей Алексей_Апрель / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»