[270x200]
Нравственная тема была центром многих произведений мыслителей, в том числе близких русскому сознанию, например Толстого и Достоевского. Некоторые мыслители, такие как Кант, ставили её во главу своего миросозерцания. Это не случайно, ведь нравственность руководит жизнью каждого человека, но нравственность не отвлеченная, не общепризнанные моральные нормы и табу, а нравственность исходящая из глубин именуемых совестью. Возникает вопрос: почему же мир наш столь безнравственен и история человечества есть энциклопедия аморальности? Нравственность воплощенная в действительности являет смысл человеческой жизни. Почему же человечеством до чих пор правит бессмысленность?
Многие проповедники обыденной морали отвечая на этот вопрос обращаются к религии. Ссылаются на первородный грех. Но это скорее уход от ответа. Даже если признать первородный грех за аксиому нам придется признаться и в том, что были и есть люди высокой нравственности, люди способные любить и научить любви окружающих. Были и есть святые люди, но не было и нет святых народов.
Религиозный ответ на вопрос о нравственности всего человечества лежит не в истории, а в эсхатологии. В одном из древних пророческих трактатов говорится о новом человечестве, это человечество упоминается в связи с новым небом и новой землей. «Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце… Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше» (Ис65:17 – 22). Интересно, что в Апокалипсисе это новое небо и новая земля уже были видимы Иоанном Богословом апостолом любви: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» (Откр.21:1). Однако в его Откровении прежнее небо и прежняя земля уже миновали.
Думаю не Бог станет виною гибели сотворенного им мира. Однажды ученики Христа видя нечестие людей сказали Спасителю: «Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал» (Лук.9:54)? Но Господь ответил: «не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лук.9:55-56). Следовательно дух разрушения внушавший такие мысли апостолам, не имевшим еще на себе Святого Духа, противен Христу. Даже неверующих Господь не тронет, вопреки распространенному мнению о не милосердном, но праведном Судие, ибо сам сказал: «Если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир» (Иоан.12:47). Возможно причина кроется в человечестве? Но человечество неисправимо. Значит судьбы всего мира зависят от каждого конкретного человека. В конце света, по слову Христа «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь… и тогда придет конец» (Матф.24:12,14). Наверное поэтому главным изречением Иоанна Богослова, видевшего Армагеддон и конец этого мира, были слова о любви. «Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» (1Иоан.4:12). «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1Иоан.4:8). Не трудно сопоставить эти изречения чтобы понять, что с охлаждением любви Бог оставит этот мир ибо он прибывает в любящих сердцах. Бог, если можно так выразиться, перестанет быть Вседержителем этого мира. Мир разрушится потому, что Всеудерживающая любовь Бога покинет его.
3-я Ездры, 5
1 О знамениях: вот, настанут дни, в которые многие из живущих на земле, обладающие ведением, будут восхищены, и путь истины сокроется, и вселенная оскудеет верою,
2 и умножится неправда, которую теперь ты видишь и о которой издавна слышал.
3 И будет, что страна, которую ты теперь видишь господствующею, подвергнется опустошению.
4 А если Всевышний даст тебе дожить, то увидишь, что после третьей трубы внезапно воссияет среди ночи солнце и луна трижды в день;
5 и с дерева будет капать кровь, камень даст голос свой, и народы поколеблются.
6 Тогда будет царствовать тот, которого живущие на земле не ожидают, и птицы перелетят на другие места.
7 Море Содомское извергнет рыб, будет издавать ночью голос, неведомый для многих; однако же все услышат голос его.
8 Будет смятение во многих местах, часто будет посылаем с неба огонь; дикие звери переменят места свои, и нечистые женщины будут рождать чудовищ.
9 Сладкие воды сделаются солеными, и все друзья ополчатся друг против друга; тогда сокроется ум, и разум удалится в свое хранилище.
10 Многие будут искать его, но не найдут, и умножится на земле неправда и невоздержание.
11 Одна область будет спрашивать другую соседнюю: "не проходила ли по тебе правда, делающая праведным?" И та скажет: "нет".
12 Люди в то время будут надеяться, и не достигнут желаемого, будут трудиться, и не управятся пути их.