[300x240]
Когда в 18 веке началась проповедь русских миссионеров среди калмыков и бурят - ламаистов - крещение принимали часто целыми племенами. Перед миссионерами встал вопрос о венчании новообращённых: венчать или не венчать семейные пары принявшие православие? Миссионеры обратились за ответом в Священный Синод: «Как быть? крестились, взрослые люди, у них уже дети есть. Должно их венчать или нет?» . Священный Синод ответил: «Не надо. Они муж и жена и перед Богом, и перед людьми».
. Христианство возводит брак и семью на степень высшей духовной связи. Это союз любви, при котором соединяющиеся составляют как бы единое целое, единый организм, не теряя при этом своей личности. Апостол Павел называет семью «малой Церковью» (1Кор.16:19), а брачный союз уподобляет союзу Христа и Церкви. Слова Апостола читаемые во время чинопоследования Таинства венчания, именуют брак «великой тайной» сообразной тайне единения Христа и Церкви: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее... Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены Тела Его, от Плоти Его и от костей Его. Потому оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф.5:25-32).
Для христианина возможен и путь брачной жизни, и путь девства. Оба они равночестны, оба могут привести к спасению идущего по избранным путям должным образом. Поэтому апостол Павел указывает, что он не имеет определенного указания от Господа, который из этих двух путей предпочтительней для христианина. Но вместе с тем, он указывает на трудности, связанные с семейной жизнью, для того, кто вступил в брак, особенно во времена гонений, которые он предвидел в самом близком будущем. Учение апостола Павла о браке изложенное в седьмой главе послания к Коринфянам кажется утилитарным. Брак нужен по слову апостола как средство против блуда: «ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1Кор.7:9). О сохранении брака когда один из супругов не христианин апостол говорит ради обращения такового в христианство. Комментируя эти строки апостола Павла, епископ Кассиан Безобразов говорит: «Во всех этих случаях брак есть средство к достижению некоей высшей цели. Но состоянию безбрачному, девству или вдовству, апостол отдает предпочтение перед состоянием брачным. Это свое убеждение апостол Павел высказывает со всей ясностью. Он ставит в пример самого себя. Однако, высказываясь в пользу девства, апостол Павел делает оговорку: девство не предписано Господом. Из отдельных замечаний вытекает, что он понимает брак как теснейшее единение супругов. При этом он обосновывает запрещение развода прямым повелением Господним и исключает самую возможность второго брака разведенной. Это представление о теснейшем единении супругов и о нерасторжимости брака открывает путь к мистическому учению о браке, как отображении союза Христа и Церкви».
Равновесие между браком и девством всегда охранялось Церковью. Что было закреплено и в каноническом праве. Об этом говорят канонические правила, правила Св.Поместного Собора Гангрского:
правило 1. «Если кто порицает брак, и женою верною и благочестивою... гнушается или порицает оную, как не могущую войти в Царствие, да будет под клятвою».
правило 9. «Если кто девствует или воздерживается, удаляясь от брака, как гнушающийся им, а не ради самой доброты и святыни девства, да будет под клятвою».
правило 10. «Если кто из девствующих ради Господа, будет превозноситься, над бракосочетавшимися, да будет под клятвою».
Брак и девство, это два пути ведущие к одной цели, ко Христу. Это два средства, которые каждый должен употребить сообразно своим качеством на благо служения Богу и ближним.
Прекрасные слова апостола Павла которые многими теперь забыти, а подчас и игнорируются, хотя теперь они как никогда актуальны:
"Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких учаях не связаны; к миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены? Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам"(1Кор.7:12-17).