[283x232]
Миссия Церкви, в ее богословском понимании, есть проекция взаимоотношений Лиц Пресвятой Троицы на все творение. Откровением стало для нас то, что «Бог есть любовь» (1Ин.4:8). Это откровение дано нам в Сыне Божьем. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16). Бог сделал Возлюбленного Сына Своего Посланником Божественной любви. «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него» (1Ин.4:9). Именно дарение Жизни основанной на Божественной любви и является миссией Христа и смыслом его Апостольства.
Неслучайно апостол Павел именует Христа Посланником, говоря: «Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника (греч. Apostolos) и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа» (Евр.3:1). Это апостольство он передаст Своим ученикам после Своего воскресения. «Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго» (Ин.20:21-22).
Посланничество Христа имеет Абсолютный характер. И те дела, (чудеса) которые совершал Христос, Он Сам выдвигает как свидетельство о Его посланничестве Я же имею свидетельство больше Иоаннова: «самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня» (Ин.5:36). Это Посланничество подтверждает Его Божественное происхождение и, своего рода, оправдание в глазах обвинявших его фарисеев и законников. Именно указанием на Посланничество от Бога Он подтверждает Свое Богосыновство и равночестность Богу, говоря: «Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий?» (Ин.10:36). На Посланничестве от Бога Отца Он основывает любовь к Себе: «Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня» (Ин.8:42). Посланничество Христа раскрывает нам эсхатологическую перспективу Свидетельства. На пришествие Посланника указывает апостол в подтверждение своих слов о кончине мира: «когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного]» (Гал.4:4).
Сын Божий исполнил Свою Миссию на Земле. Исполнилось и обетование, данное Им Своим ученикам, которое Христос произнес перед крестными страданиями, говоря: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин.15:26). Как лица Пресвятой Троице не мыслятся отдельно друг то друга, так и свидетельство Трех необходимо рассматривать в единстве. «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино» (1Ин.5:7). Дух Святой свидетельствует о Божестве Христа и открывает познание того Божественного дела, которое Отец соделал во Христе. Это откровение Святого Духа реализуется в Таинствах Церкви Христовой как живое и животворящее свидетельство. «И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном» (1Ин.5:8). Бог Сам в Себе являет единение любви, и Божественная миссия Лиц Пресвятой Троицы ставит целью привлечения человека и всего творения в общение любви. Это общение любви созидает евхаристическую общину, именуемую Церковью или, иначе, «Собранием» (от греч. Ekklisia).
По учению Ап. Павла, Церковь - это мистическое Тело Христово и одновременно - пол¬нота Духа Святого, Наполняющего все во всем (Еф. 1:23). Христос обожил человеческую природу в Себе, а Святой Дух дарует Свою благодать человеческим личностям. Существуют определенные условия приобщения человека к Богу. Как пишет В.Н. Лосский: «Дух Святой был послан в мир или, вернее, в Церковь во имя Сына» («Утешитель, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое» (Ин. 14:26)). Следовательно, нужно носить имя Сына, быть членом Его Тела, чтобы воспринимать Духа. И св. Ириней Лионский говорит, что приобщиться благодати Св. Духа можно только в Церкви, в Теле Христовом». В то же время и истинное восприятие Христа возможно только в Церкви, в Духе Святом. «Христос исторический, «Иисус из Назарета» такой, каким Он представляется взорам чуждых свидетелей, Христос вне Церкви, всегда восполнен в полноте Откровения, дарованной истинным Его сви¬детелям - сынам Церкви, просвещенным Духом Святым».
Дело Посланничества Христова продолжается в его учениках до сего дня. Это есть свидетельство Божественной любви. Те, кто услышал о Христе и уверовал в него, не могут не ответить на Его любовь взаимностью потому, что «Кто не любит, тот не познал Бога, - говорит апостол Иоанн Богослов, - потому что Бог есть любовь» (1Ин.4:8). Познавший Бога обретает любовь Его в себе и жаждет открыть ее тем, кто нуждается в ней. Это Откровение Божественной любви раскрывается в таинстве Евхаристии, где Христос являет себя Посланником, пришедшим к конкретному человеку, так, что причастный Церкви как Телу Христову, ставший живой клеточкой в церковном организме, может наравне с апостолом сказать: «И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру» (1Ин.4:14).
(на иллюстрации апостол Павел проповедует в Ареопаге)