[164x225]
"Духовное единеніе (съ Богомъ) есть незапечатлѣваемое памятованіе; оно непрерывно пылаетъ въ сердцѣ пламенною любовію, въ неуклоненіи отъ заповѣдей заимствуя силу къ пребыванію въ союзѣ не съ насиліемъ природѣ, и не по природѣ".
В словах этих заключена бездна мудрости духовной приобретенной долгим опытом. Вначале прочитав бегло не поймешь о чем речь, но вчитываясь и вдумываясь в каждое слово, как в Иисусовой молитве, проводя каждое сквозь сердце, обретаешь глубокий смысл и находишь подтверждение собственным долгим исканиям и раздумиям. Большинство отцов Добротолюбия немногословны, но каждое слово столь тяжеловесно и ценно, что подчас больше одной фразы и не осилишь. Смотришь и питаешься произнося ещё и ещё. Вот и эта фраза преподобного отца нашего Исаака обладает таким свойством неисчерпаемости. Единение с Богом, именуемое им часто любовью, нельзя достичь через упражнение памяти. Хотя о непрестанном памятовании отцы говорят, однако оно может уберечь от греха, но не даровать любови. Любовь, дарующая единение с Богом, исходит от самого Бога. Вспомним слова Господа Иисуса Христа сказанные апостолам Его: не вы Меня избрали, а Я вас. Бог дает свою любовь даром, не за труды и усердие. Труды нужны чтобы сохранить этот дар. Понуждение к исполнению заповедей дает силы духовные и укрепляет намерение быть в союзе любви с Богом. Но любовь эта в нас теплится не оттого, что мы истязаем плоть подвигом и не от того что укрепляем природу. Господь сохраняет её и питает собственным усердием и благодатью. В этих слова утверждаются иные отношения нежели в язычестве, где общая формула ведических гимнов: я тебе - ты мне, я жертву - ты блага, действует как магия автомата: нажми на кнопку получишь результат. Здесь Бог - Личность, Живой Бог, близкий, строящий свободные отношения с человеком независимо от его заслуг.