• Авторизация


Оглашение 4. Грехопадение-начало драммы 21-12-2005 18:54 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[400x575]
Человеку была дана заповедь для того, чтобы он мог утвердиться в свободе. Заповедь была предостережением и была направлена на сохранение Жизни дарованной человеку Богом: «от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт.2:17). Древо познания добра и зла, как и Древо Жизни, – это тоже очень ёмкий образ в Библии. Это было необязательно какое-то конкретное фруктовое древо. Смысл грехопадения не в том, что человек что-то съел, а в том, что в человеке было найдено что-то такое, что заставило человека отвернуться от Бога. Вкушение плода от древа познания добра и зла это познание мира вне Бога и устроение своей жизни в нем без Бога. Духовная тенденция, при которой человек стремится поставить себя в центре вселенной и подчинить себе все ее духовные и материальные силы, в богословии называется магизмом. Третья глава книги Бытия целиком посвящена грехопадению и его последствиям. Символический язык древнего сказания не всегда понятен современному человеку. Я не буду говорить о том чего нет в Библии. Там нет повествования о том, как Ева съела яблоко. Нет в Библии и намёка на то что грехопадение состояло в половом сожительстве. Из Библейского рассказа мы узнаём лишь то, что зло уже существовало до грехопадения человека, и что это зло не абстракция, а присуща конкретной личности «змию». Это зло не аморфно и действует на человека не как заклинание, не помимо него. «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог». Змей был созданием Бога, но созданием, клевещущим на Создателя. Основные библейские события и проблемы спасения лежат только на оси «Бог – человек». Змей лишь повод, искушение, но не само грехопадение. Человеку была дана возможность возвысится над искушением сатаны, преодолеть в себе «самость». Человек, будучи образом, захотел восхитить подобие, уподобится Богу, стать "как бог", НО БЕЗ Бога. Ему нужен был не Сам Бог, как любимая и любящая Личность, а качества Бога, Его Блаженство, Всемогущество, Всеведение, человек поддался искушению сатаны поставить себя на место Бога. Человек должен был привести всё творение к Богу, дабы Бог был всем во всём, но он пошёл другим путём. Являясь проводником благодатной энергии Жизни для мира, отойдя от Бога, человек замкнул весь космос на себе, погрузив его в хаос эгоистической борьбы за выживание. Человек посмотрел на мир глазами сатаны, сатана превзошёл человека, покорил его себе. В грехопадении человеческая природа вкусила смертность, и узнал человек опытно что есть не только добро. Но и его искажение.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (4):
Люд--Мила 24-12-2005-13:29 удалить
Когда ты пишешь такие посты и комментировать нечего... только принимаю... и стараюсь понять... спасибо, очень нужен твой "Ликбез"!
Умничка_девочка, тебе спасибо, что читаешь и коментируешь, это даёт мне стимул писать хе-хе ;)
"Первозданная иерархия в человеке, ранее открытом для благодати и изливавшем ее в мир, - перевернута. Дух должен был жить Богом, душа - духом, тело - душой. Но дух начинает паразитировать на душе, питаясь ценностями не Божественными, подобными той автономной доброте и красоте, которые змий открыл женщине, когда привлек ее внимание к древу. Душа в свою очередь, становится паразитом тела - поднимаются страсти. И, наконец, тело становится паразитом земной вселенной, убивает, чтобы питаться, и так обретает смерть". В.Н. Лосский, Догматическое богословие, стр.253.
А так видит грехопадение Максим Исповедник: "Человек создан в свободе. Он должен был становиться в свободе. И пал он в свободе. Падение есть акт воли; и грех прежде всего в воле, - есть состояние, или образ, или установка воли... Человек есть свободное существо; это значит, что он есть волевое существо... И грех есть ложное избрание и ложная обращенность воли... Зло есть немощь н недостаточность воли. Зло имеет "эллиптический" характер. Здесь преподобный Максим очень близок к святому Григорию Нисскому (срв. и Ареопагитики). Зло не существует о себе. Зло реально в свободном извращении разумной воли, уклоняющейся мимо Бога и тем самым к не-бытию. Зло есть "не-сущее" прежде всего именно как это устремление или эта воля к не-бытию... Грехопадение проявляется прежде всего в том, что человек впадает в одержимость страсти. Страсть есть болезнь воли. Это есть утрата или ограничение свободы. Извращается иерархия естественных сил души. Разум утрачивает способность и силу контроля над низшими силами души, - человек страдательно (пассивно, т.е. "страстно") подчиняется стихийным силам своей природы, увлекаемый ими, - он кружится в беспорядочном движении этих сил... Это связано и с духовным ослеплением. Немощь воли связана с неведением разума (άγνξια, κак противоположность γνώσις). Χеловек забывает и теряет способность созерцать и узнавать Бога и Божественное. Его сознание переполнено чувственными образами... Грех и зло есть движение вниз и от Бога. Человек не только не преображает и не одухотворяет мира или природы, где он был поставлен священником и пророком, не только не подымает природу выше ее уровня. Но и сам снижается, опускается ниже своей меры. И призванный к обожению, он уподобляется скотам бессловесным. Призванный к бытию, избирает не-бытие. Созданный из души и тела, человек в грехопадении утрачивает свою цельность, раздвоятся. Ум его грубеет, переполняется земными (или землистыми) и чувственными образами. И самое тело грубеет..." (В изложении прот Георгия Флоровского)


Комментарии (4): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Оглашение 4. Грехопадение-начало драммы | Алексей_Апрель - Озвучивая тишину | Лента друзей Алексей_Апрель / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»