
Перечитывая Триады в защиту священнобезмолствующих удивляюсь, насколько целостно мировоззрение защищаемое Григорием. Опыт богообщения - вот тот пробный камень на котором можно испытать любые мировоззрения и доктрины. Странно когда людт судят о Хритсе, Церкви, Таинствах, не имея этого опыта. Религиозные предстваления и обряды, доктрины догматического содержания и канонические правила, все богатство культовой жизни не от Бога, а от людей. И нужны они людям, а не Богу. Всё это нужно, но только как ступени к богопознанию. Странно когда эти средства становятся целью и не ведут к Богу, а заслоняют Его. Такие люди судят о реалиях духовного мира опираясь на предметы. Но что может сказать тот, кто не имел опыта вхождения в духовный мир, кто не видел Света благодатных энергий? Евхаристию можно осмыслить только в контексте Воплощения и Преображения, при наличии опыта «исихии»: «В Своей несравненной любви к людям Сын Божий не просто соединил Свою Божественную ипостась с нашей природой, облекшись живым телом и разумной душой, «дабы появиться на земле и жить с людьми» (Вар.3:38), - о, несравненное и прекрасное чудо! - Он также соединяется с человеческими ипостасями, сливаясь с каждым верующим через причащение Его святому Телу. Ибо Он составляет с нами одно тело, превращая нас в храм целокупного Божества - так как в Теле Христа «обитает вся полнота Божества телесно» (Кол.2:9). В таком случае невозможно Ему не просветить тех, кто достойным образом участвует в божественном сиянии Его Тела внутри нас, проливая сияние на их души, как некогда на тела апостолов на Фаворе. Ибо, поскольку это Тело, источник благодатного света, в то время еще не соединилось с нашим телом, оно сияло внешним образом на тех, кто были достойны приблизиться, передавая свет их душам через очи разума. Но сегодня, соединившись с нами и обитая внутри нас, оно освещает нашу душу изнутри»