• Авторизация


Чем отличается чистота ума от чистоты сердца? 15-05-2009 11:23 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[258x320]
И на последок стоит изречь еще несколько слов от аввы Исаака Сирина, заключительных, имеющих целью более разъяснить нежели вразумить: "Иное есть чистота ума, а иное — чистота сердца. Ибо умъ есть одно изъ душевныхъ чувствъ, а сердце обнимаетъ въ себѣ, и держитъ въ своей власти, внутреннія чувства. Оно есть корень. Но если корень святъ, то и вѣтви святы; т. е., если сердце доводится до чистоты, то ясно, что очищаются и всѣ чувства. Если умъ приложитъ стараніе къ чтенію божественныхъ Писаній, или потрудится нѣсколько въ постахъ, въ бдѣніяхъ, въ безмолвіяхъ; то забудетъ прежнее свое житіе, и достигнетъ чистоты, какъ-скоро удалится отъ сквернаго поведенія; однакоже не будетъ имѣть постоянной чистоты; потому что скоро онъ очищается, но скоро и оскверняется. Сердце же достигаетъ чистоты многими скорбями, лишеніями, удаленіемъ отъ общенія со всѣмъ, чтó въ мірѣ мірскаго, и умерщвленіемъ себя для всего этого. Если же достигло оно чистоты; то чистота его не сквернится чѣмъ-либо малымъ, не боится великихъ, явныхъ браней, разумѣю брани страшныя; потому что пріобрѣло себѣ крѣпкій желудокъ, который можетъ скоро переварить всякую пищу, несваримую въ людяхъ немощныхъ. Ибо врачи говорятъ, что всякая мясная пища неудобоварима, но много силы сообщаетъ тѣламъ здоровымъ, когда пріемлетъ ее крѣпкій желудокъ. Такъ, всякая чистота, пріобрѣтенная скоро, въ короткое время и съ малымъ трудомъ, скоро теряется и оскверняется. Чистота же, достигнутая многими скорбями и пріобрѣтенная продолжительнымъ временемъ, не страшится какого-либо непревышающаго мѣру прираженія къ которой-либо изъ частей души, потому что укрѣпляетъ душу Богъ. Ему слава во вѣки вѣковъ! Аминь". Здесь только одно словосочетание следует несколько разъяснить, а именно, что значит: "удаленіемъ отъ общенія со всѣмъ, чтó въ мірѣ мірскаго, и умерщвленіемъ себя для всего этого", когда человек живет "в миру"? Это не значит, что нужно пресечь всякое общение, тем более с "неверными" живущими окрест :) имею в виду родных и близких, так часто служащими инструментом наказания Божия для нас :) Не значит это, что не надо ходить на работу или в супермаркет, там вообще одни исчадия ада :), мы ведь порой совсем не видим в них образ Божий на который молиться надо :) Под мирским следует понимать то, что "от мира сего", а не от Бога. То есть, избегать того, что не по любви к Богу и ближним.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
мне кажется, что чистота ума - это совершенство, обожение!
Совершенство - это чистота сердца. По настоящему наверное только у Иисуса Христа такая чистота была. Хотя конечно у каждого святого она в свою меру тоже была. Здесь нужно понять тонкость святоотеческой терминологии: Умъ есть одно изъ душевныхъ чувствъ, а сердце обнимаетъ въ себ, и держитъ въ своей власти, внутреннія чувства. Оно есть корень. То есть, чистота сердца - состояние нашей природы, естественное, безгрешное сотояние (будет только после смерти тела), а чистота ума - способность различать добро и зло, волю Божию, это навык. Попробую на нашем, современном языке (дай Бог не соврать, а то ведь мы теперь и под словами одними разное разумеем:). Так вот: чистота сердце - состояние обожения, святость естества, а читсота ума - совесть, правдивая, не лгущая в угоду страстям, не искаверканная нашими греховными поступками, не затоптанная. Сказал много, но понятно ли?


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Чем отличается чистота ума от чистоты сердца? | Алексей_Апрель - Озвучивая тишину | Лента друзей Алексей_Апрель / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»