Законопроект о совершенствовании правового положения государственных муниципальных учреждений был принят Госдумой в третьем чтении. Документ предписывает радикальные изменения в системе финансирования учреждений образования и здравоохранения, а также их перевод на платную основу.
Кроме того, бюджетные учреждения предлагается разделить на три типа: автономные, казенные и бюджетные. Лидер молодежной организации "Молодые социалисты России" Дмитрий Гудков в эфире ФинамFM заявил, что принятый закон фактически означает приватизацию бюджетной сферы страны:
- Я считаю, что этот закон затронет большинство наших граждан. Это антиконституционный закон, потому что мы имеем право на бесплатное образование, здравоохранение. Надо понимать, что в сегодняшних условиях поборы незаконны. На самом деле, возникнет массовое расслоение. Потому что богатые смогут своих детей обучать, а дети из бедных семей будут выкинуты на улицу. Никаких равных возможностей не будет. Каких мы будем специалистов готовить? Представьте, люди, которые недополучат знания. К чему это приведет через 5-10 лет?
Зампред Комитета Госдумы по образованию Олег Смолин выступает против вступления подобного закона в силу:
- Между прочим, хочу специально сказать, что мы как налогоплательщики наше образование уже один раз оплатили. Нас мошеннически пытаются заставить это сделать второй раз. Я считаю, что по своим вредным последствиям этот законопроект сравним только с ваучерной приватизацией и с законом о так называемой монетизации. Даже мои коллеги из "Единой России" в профильных комитетах признают, что законопроект превращает некоммерческие организации в коммерческие. Другими словами, что если сейчас зарабатывание денег – это задача номер 2, то теперь это станет задачей номер 1. Закон приведет к тому, что резко сократится сфера бюджетного образования, медицины, культуры и резко расширится сфера платных услуг.
По словам Смолина, закон должен официально вступить в силу в июле 2012 года.
Аналитик "Вечерней Москвы" Н.Никодимов дает следующую характеристику принятому законопроекту:
"Суть проблемы вот в чем. Госдума приняла в третьем чтении закон с очень скучным и длинным названием: "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правого положения государственных ( муниципальных) учреждений". А закон-то – в полном смысле слова судьбоносный. Потому что в корне изменяет систему финансирования бюджетных организаций.
Согласно этому документу, все государственные учреждения подразделяют на три группы.
Первая – казенные предприятия. К ним относят организации военного ведомства, тюрьмы, психиатрические больницы и некоторые другие, весьма специфические конторы.
Второй тип – учреждения автономные. Им теперь не нужно отчитываться перед государством за потраченные средства. Зарабатывают – и нехай с ними, но власть ответственность за их функционирование с себя снимает.
И наконец, третья подгруппа бюджетных предприятий, собственно, нас и волнующая в первую очередь. Она так и называется: бюджетные учреждения нового типа, или... БУНТ, извините. К ней как раз и относят вышеупомянутые школы, поликлиники, музеи, вузы, театры, научные учреждения и пр.
А что с ними такого? Разве они теперь не будут получать бюджетных вливаний? Будут, конечно, будут, но... только в рамках выполнения конкретных государственных заданий в виде субсидий на основе пока не разработанных стандартов. Ну, например, вуз обязан поставить на рынок 200 физиков? Получите на эти цели денежки. Школа? Извольте научить "ребенков" читать и писать, а еще считать и "шпрехать по-английски". А ежели не хватает "денежков" на то, чтобы "бунтовать"? Ага, вот оно: сверх установленного норматива и школы, и поликлиники, и НИИ могут предоставлять населению... правильно, платные услуги.
Понятно, государство озабочено дефицитом российского бюджета. Не хватает главному российскому кошельку средств – даже с учетом высоких цен на нефть. Экономить нужно. К тому же бюджетные предприятия действительно работают весьма неэффективно, весьма. Конечно, когда ты столько получаешь, рефлекс на поиск новых, конкурентных методов работы – будь то обучение, или научные изыскания, или оказание страждущим первой медицинской помощи – ослабевает чисто конкретно. Но вы себе представляете, во что это может вылиться на практике?
Ну, скажем, школа. Устанавливают по нормативу два часа в неделю на изучение английского в рамках госзадания – и баста. Хочешь большего? Ишь ты, а денежку заплатить? И куда деваться? Сделают обязательными несколько предметов, а остальные – за отдельную плату.
Мы долго смеялись над неосведомленностью американцев по самым разным вопросам. А получите то же самое – а-ля церковно-приходская школа. Читать-писать-считать научили, а "за еще" выложи несколько тысяч в месяц. А где их взять? А как смогут зарабатывать библиотеки? Сдадут поголовно свои помещения артелям "Напрасный труд"? А поликлиники? Госзаказ на лечение "чихающих" оплачен, а если ты к тому же и сипишь – иди в кассу? Коммерциализация будет стремительной, и останавливать ее государство не станет: не выгодно".