• Авторизация


22 мая - Клаус Манн 22-05-2006 18:55 к комментариям - к полной версии - понравилось!


(1906- 22.05.1949 года )
Германия (germany)

Он всегда ёжился и поводил плечами.
Зябко было жить в вечной тени великого отца.
В отличие от сестры Эрики, сразу выбравшей актёрскую профессию, сын всемирно известного писателя Томаса Манна Клаус Манн определённое решение насчёт жизненного пути принимал долго.
Журналистику он рассматривал только как средство к жизни. Тяготение к театру ограничивалось полным отсутствием актёрских способностей. Превзойти литературной славой отца было физически невозможно, да и традиции бюргерской благопристойности такого соревнования не позволяли.

Театр оставался недостижимой мечтой. Когда в 1925-м Клаус Манн познакомился с Густавом Грюндгенсом, выдающимся актёром, оба не могли ещё знать, какую роль эта встреча сыграет в их судьбе.
Тенью следуя за отцом, Клаус Манн в 1933-м, после прихода к власти нацистов, эмигрировал из Германии. Густав Грюндгенс остался – и оказался в фаворе у баварского министра-президента Германа Геринга, стал одним из самых благоволимых театральных актёров Третьего рейха. Клаусу Манну это обстоятельство причинило жестокие страдания. Он питал к Грюндгенсу нечто большее, чем страсть поклонника к кумиру, – ибо унаследовал по семейной линии не одобрявшееся моралью влечение.
Роман Клауса Манна "Мефисто: История одной карьеры", написанный в 1936-м, стал одновременно признанием в любви и местью покинутого покинувшему (Грюндгенс ничего не знал, так как был во всех отношениях традиционен).
Когда в 1949 году Густава Грюндгенса реабилитировали, сняли обвинения в сотрудничестве с нацистским режимом, то реабилитация, развернувшись, ударила по Клаусу Манну: издатели отказались печатать "Мефисто". Автор ответил просто – покончил с собой.
В 1969 году пресловутый роман был запрещён к распространению на территории ФРГ как оскорбительный для памяти великого актёра. Лишь двенадцатью годами позже венгерский режиссёр на западногерманские деньги занял восточногерманских актёров в экранизации "Мефисто".
Фильм имел успех, а об авторе романа как будто забыли.
-------
"Книга будет интересна для тех, кто хочет узнать, как чувствуют себя "мастера искусств" в различных условиях жизни - от бурлящих творческих исканий до полного омертвления искусства

Главный герой - немецкий актер Хендрик Хефген, попавший в самый водоворот событий в его Фатерлянде в XX веке. На протяжении всего произведения он изменяется вместе со страной. Германия конца 1920-х годов - голодная и бедная страна-постимперия, которая ничему не научилась, но и ничего не забыла. Но вместе с тем в ней происходит развитие театра и литературы. Творец в такой стране не чувствует себя одиноко, талантливый актер честно зарабатывает свой хлеб.

Хефген не посредственость, он ищет свое, пытаясь нащупать среди множества путей свой. Он хочет самоутвердиться, успехи превращают его в этакую капризную примадонну, которая просит настоящего жемчуга, а не бутафории. Хефген очень ревнив к чужой славе, пытается заслужить авторитет среди рабочих. Но его ограниченность в чувствах и патологическая лень приводят к тому, что его талант имеет силу только на простодушных или тех, кто пресыщен всякими лицедеями. Хефген актер и в жизни - прекрасна его гадливая злость к богатой и умной супруге, которая в конце концов уедет из Германии, пугает странная эротическая привязанность к негритянке - учительнице танцев, смешит его зависть к более умным людям, заслуживает уважения способность выигрывать внимание у власть имущих. Более всего говорят о личности актера его лучшие роли, для Хефгена она одна - гений зла и обмана Мефистофель.

Понемногу усталая страна падает в руки диктатуры Мефистофелей, что приводит к террору в искусстве. Хефген не принимает новую власть, но ждет от нее прежних аплодисментов, он ведь актер, и далек от политики. Здесь то с ним и сыграет "новый порядок" свой древний как мир фокус - Фаусты здесь не нужны.

Нельзя в тоталитарной стране укрыться за свою профессию, диктатура проникнет даже в твою спальню. Именно здесь человек и делает свой выбор, с кем и куда идти.

И здесь не применима такая отговорка, дескать это моя Родина, она права во всем, а я только зарабатываю деньги. В таком обществе рано или поздно свертывается любой индивидуализм, приходиться отказываться от друзей, от идей, от любви. Все - на потребу нации, все - для победы!

Хефген приходит к мысли, что он уже не тот своенравный актер, которому нравились бурные овации публики, которую он мог свободно обманывать сколько вылезет. Нечеловеческая машина насилия переехала его, у него исчез свой собственный путь, своя манера, ему не сыграть так, как ему хочеться.

И в такой мышеловке оказался не только этот лицедей. С таким режимом не сыграешь ни честно, ни жульничая, он знает все ваши козыри еще до того, как сядете играть.

Мораль сей истории - не предмет моего поиска. Однозначных вещей на свете не бывает - самоубийством покончили и автор этой книги, Клаус Манн, и прототип главного героя. "


LI 5.09.15
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 22 мая - Клаус Манн | ЧТИВА - У КНИЖНОЙ ПОЛКИ | Лента друзей ЧТИВА / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»