• Авторизация


О Шекспире . 14-05-2006 07:46 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[220x167]Шекспир или Шакспер?
Двести лет спорят о том, кто был Уильям Шекспир, величайший драматург, поэт и писатель всех времен и народов. Почему вообще возник такой вопрос? Никто же не сомневается, что Микельанджело, Рафаэль, Архимед или Софокл, например, существовали вполне реально. Но если двести лет люди бьются над ответом, значит вопрос, загадка все-таки есть? И вот еще одна попытка ответа. Книга Ильи Гилилова "Игра об Уильяме Шекспире, или Тайна Великого Феникса", вызвавшая огромный читательский интерес и резонанс среди специалистов.

Произведения Уильяма Шекспира (Шекспир - "Потрясающий Копьем") свидетельствуют о том, что этот человек обладал гигантским, ни с чем не сравнимым объемом активного лексикона - от 20 до 25 тысяч слов, в то время как у самых образованных и литературно одаренных его современников типа философа Френсиса Бэкона - около 9-10 тысяч слов. Современный англичанин с высшим образованием употребляет не более 4 тысяч слов. Шекспир же, как сообщает Оксфордский словарь, ввел в английский язык около 3200 новых слов - больше, чем его литературные современники Бэкон, Джонсон и Чапмен, вместе взятые. Автор пьес хорошо знал французский язык (в "Генрихе V" целая сцена написана на французском), итальянский, латынь, разбирался в греческом, прекрасно ориентировался в истории Англии, в древней истории и так далее. Сюжет "Гамлета" взят из книги француза Бельфоре, переведенной на английский только через сто лет. Сюжеты "Отелло" и "Венецианского купца" заимствованы из итальянских сборников, также появившихся на английском только в XVIII веке. Сюжет "Двух веронцев" взят из испанского пасторального романа, до появления пьесы никогда не публиковавшегося на английском. Установлено, что Шекспир знал произведения Монтеня, Ронсара, Ариосто, Боккаччо, ему была прекрасно известна греко-римская мифология, литература, история, он использовал сочинения Гомера, Плавта, Овидия, Сенеки, Плутарха, причем не только в переводах, но и в оригиналах. Исследованиями ученых установлена основательность познаний автора пьес в английской истории, юриспруденции, риторике, музыке, ботанике (специалисты насчитали 63 названия трав, деревьев и цветов в его произведениях), медицине, военном и даже морском деле (доказательством последнему - команды, отдаваемые боцманом в "Буре"). Ему прекрасно были известны Северная Италия, Падуя, Венеция... Короче, в произведениях Шекспира видны следы чрезвычайно эрудированной личности, высоко образованной, владеющей языками, знающей другие страны, быт самых высокопоставленных кругов тогдашнего английского общества, включая монархов, знакомой с придворным этикетом, титулатурой, родословными, языком самой высокородной знати. Что документально известно о том, кого считают автором пьес - Шакспере из Стратфорда? Сначала о нем вообще ничего не знали. При жизни его нет никаких следов и свидетельств того, чтобы сто-то принимал его за писателя. Через 50-100 лет после его смерти стали искать эти следы, документы. И вот что узнали: вся его семья - отец, мать, жена и - о ужас! - дети - были неграмотны. И от него самого не осталось ни одного клочка бумаги, написанного его рукой. Не найдено ни одной книги из его библиотеки (в то время как от многих других его современников и сейчас еще продолжают находить книги с подписями, чем-то вроде экслибрисов и прочее). От каждого писателя того времени найдена хоть какая-то рукопись или письмо, или чьи-то заметки о нем. Здесь же нет ни одного письма или заметки современника с упоминанием вроде: "Я видел Шекспира, нашего актера, драматурга". Такого писателя никто в Англии не видел! Зато есть документы, показывающие, что Шакспер из Стратфорда занимался мелким ростовщичеством, упорно преследовал своих соседей - кузнеца, аптекаря - за долги по судам. Был активным приобретателем. Нет никаких данных, что он получил хотя бы начальное образование. Предание говорит, что он немного учился в городской начальной школе (вроде нашей церковноприходской). Предание говорит: отец Шакспера, перчаточник, испытывал трудности и рано забрал его из школы, сделал подмастерьем. Все это было тогда обычным явлением, но где же он мог обрести высочайшую, ни с чем не сравнимую образованность, эрудицию, знание языков и т. д.? Шакспер был членом актерской труппы. Какие роли играл и играл ли вообще, неизвестно. Есть предание, что он играл роль Те и отца Гамлета. Возможно, участвовал в массовых сценах. Он был пайщиком театра, то есть актером-совладельцем - это подтверждено документально. Считают, что он давал туда свои пьесы. Это как бы был его вклад в дело. Прекрасное предположение, но оно не подтверждено никакими документами. Нет никаких документальных указаний на то, что кто-то из актеров труппы "Глобуса" считал Шакспера при жизни писателем, драматургом. Обратимся к завещанию Шакспера, составленному нотариусом с его слов. Его нашли через сто с лишним лет. Человек, который его отыскал, был в отчаянии. Он писал своему другу, что в завещании нет ни одного слова, которое могло бы быть связано с Шекспиром - Великим Бардом. Там расписаны ложки, вилки, деньги на несколько поколений вперед, проценты, пенсы... Все расписано - вплоть до посуды и кровати, о которой потом так много писали. И - нет ни одного слова о книгах, хотя многие книги стоили дорого. А где его рукописи? Имя Шекспира было в то время уже известно, издатели за его пьесами, сонетами гонялись. А как к ним попадали шекспировские рукописи, неизвестно. Его современники - писатели, поэты, драматурги - зарабатывали на этом. Кроме него! Он, который за два фунта гонял по судам неимущего должника и, вероятно, засадил в тюрьму соседа-кузнеца (пролетария, по-нашему), совсем не упоминает какие-то рукописи. А ведь за пьесу можно было получить у тогдашнего антрепренера шесть фунтов! Когда умер Шакспер из Стратфорда, никто в Англии не произнес ни звука! Единственный отклик на смерть гения - запись в стратфордском приходском регистре: "25 апреля 1616 погребен Уилл Шакспер, джент.". В те времена было принято: когда умирает поэт, может, даже не очень известный, коллеги писали на его смерть элегии, издавали памятные сборники. На смерть Джонсона - целая книга элегий. Умер Бомонт - торжественные похороны, элегии. Умирает Дрейтон (кто у нас знает Майкла Дрейтона?) - студенты образовывают целую процессию по улицам города (кстати, Дрейтон был незнатного происхождения и беден)... Целые сборники оплакивали кончину Сидни, Спенсера, Донна... А здесь - ни слова, ни звука.

Подытожим: шекспировский вопрос возник из-за невиданного в мировой культуре противоречия между тем, что известно об авторе из его произведений, и теми бесспорными фактами, которые говорят о жизни и делах Уильяма Шакспера из Стратфорда.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
ЧТИВА 14-05-2006-07:57 удалить
ЗАГАДКА ШЕКСПИРА

Юрий БИРС
(«Новое русское слово»)


Вопрос этот уже несколько веков не дает покоя не только историкам, но также и сотням миллионов читателей «Ромео и Джульетты», «Гамлета», «Отелло», «Макбета», «Короля Лира» и других произведений Шекспира. Десятки экспертов спорят о том, кто был подлинным автором этих шедевров - сын сапожника Уильям Шекспир или кто-то иной? Спор этот не разрешен и по сей день, хотя всякий раз становятся известными все новые и новые факты, подтверждающие ту или иную гипотезу.

Кое-что известно наверняка: 26 апреля 1564 года в Стратфорде-он-Эйвоне был окрещен новорожденный «Gulielmus filius Iohannes Shakspere» (так записано в старинных книгах). Спустя 18 лет он женился на Энн Хэтауэй. Сохранились документы, подтверждающие рождение у них детей, а также некоторые торговые сделки Шекспира - например продажу в 1598 году в Стратфорде партии камня...

Мог ли этот «простак из Богом позабытой дыры Стратфорда» быть одновременно и гениальным творцом? Мог ли сын сапожника, торговец кукурузой и солодом, столь изысканным и утонченным образом излагать знания целой эпохи, анализировать моральные проблемы и поднимать вопросы, которыми задавались лучшие умы того времени? Действи-тельно ли потрясающие стихотворные строки «Гамлета» написаны тем, о ком мы даже не можем с уверенностью сказать, умел ли он писать вообще?

Жизненный путь Шекспира можно проследить до самой его смерти в 1616 году. Поразителен тот факт, что даже в сохранившемся его завещании нет ни единого слова, ни единого упоминания о той славе, которая в последние годы жизни непременно должна была сопутствовать автору гениальных драм и тонких сонетов.

И тем не менее сторонники Шекспира («стратфордцы») категорически утверждают, что автором «Гамлета» является не кто иной, как «простак» из Стратфорда-он-Эйвоне».

Доказательством тому служит, по их мнению, то, что в 1623 г. именно в Стратфорде было издано посмертное собрание всех сочинений Шекспира. В том же самом году на могиле знаменитейшего из стратфордцев был установлен бюст, однозначно идентифицирующий автора славных пьес с Уильямом Шекспиром...

«Антистратфордцы» доказывают, что автор всех шедевров, подписанных именем Уильяма Шекспира, должен был обладать чрезвычайно обширными и основательными знаниями в области науки, античной литературы, искусства, истории, географии и т. д., и т. п. Кроме того, он должен был прекрасно ориентироваться в умении управлять и властвовать людьми, а также бороться за эту власть.

Но если подлинным Шекспиром не был человек из Стратфорда, то кто им был? Среди претендентов на это место в первую очередь числятся Фрэнсис Бэкон, Кристофер Марло и даже английская королева Елизавета I. Но не так давно была выдвинута и завоевала немало сторонников гипотеза, что ав-тором произведений, подписанных именем Шекспира, был лорд Эдвард де Вере, одна из наиболее привлекательных и загадочных фигур позднего английского Ренессанса. Первым это предположение высказал лондонский исследователь Дж. Томас Луни. Он тщательно отобрал тех лиц, кто действительно мог бы написать столь гениальные произведения, и, проанализировав этот список, пришел к выводу, что «настоящий» Шекспир, вероятнее всего, не кто иной, как Эдвард де Вере, 17-й герцог Оксфордский.

Эдвард де Вере (1550-1604) был всесторонне образованным аристократом, который великолепно ориентировался в обстановке королевского двора и в политике - точно так же, как автор шекспировских творений. Еще при его жизни современники считали де Вере одним из наиболее выдающихся авторов театральных пьес. Сам же он содержал собственную труппу, дававшую также частные спектакли для королевы. Многие события в его биографии напоминают факты из жизнеописаний шекспировских героев (как и Гамлет, он рано потерял отца и страдал из-за повторного замужества матери).

Сторонники Эдварда де Вере («оксфордцы») получили недавно новые аргументы для борьбы со «стратфордцами». Молодой шекспировед Роджер Стритматтер обнаружил в вашингтонской «Folger Shakespeare Library» каким-то чудом не попавший до сих пор на глаза исследователям экземпляр Библии, принадлежавший Эдварду де Вере. На полях и на форзацах этой Библии имеются собственноручные пометки и записи владельца, напоминающие некоторые фрагменты «Гамлета».

В гипотезе, что настоящим Шекспиром был Эдвард де Вере, есть, однако, один слабый пункт: 17-й герцог Оксфордский умер раньше, чем были написаны поздние произведения Шекспира. Тем не менее «оксфордцы» настаивают на своем. «Величайшая несправедливость заключается в том, что прекраснейшие театральные произведения в истории приписываются не тому, кто их написал», - протестует Чарльз Вере, лорд Барфорд, потомок Эдварда де Вере.

Прав ли он в своих утверждениях? А если нет, то кто был подлинным Уильямом Шекспиром? Получим ли мы когда-нибудь убедительный ответ на этот вопрос?


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник О Шекспире . | ЧТИВА - У КНИЖНОЙ ПОЛКИ | Лента друзей ЧТИВА / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»