
Согласно одному из мифов кечуа, Виракоча считался первопредком, праотцом всех людей и создателем мира. По космогоническому мифу, он создал в озере Титикака солнце, луну и звёзды.
После этого он при помощи двух младших виракоч создал из камня человеческие фигуры и по их образу создал людей, распределив каждому племени свою территорию.
Виракоча и его помощники прошли по всей стране, извлекая людей из-под земли, из рек, озёр и пещер. Заселив землю, Виракоча отплыл на запад.
Тема белых богов у американских индейцев заинтересовала учёных с тех пор, как они познакомились со священными книгами народов Нового Света, где в разных формах чётко обозначалась роль неких носителей культуры и знаний, пришедших в Новый Свет «из-за моря».
На Западе этой темой увлёкся Грэм Хэнкок. Вот ключевые выводы учёного и писателя из книги «Следы богов»:
— К моменту прибытия испанских конкистадоров империя инков простиралась вдоль Тихоокеанского побережья и по высокогорьям Кордильер от северной границы Эквадора по всей территории Перу до реки Мауле в центральном Чили.
Отдалённые части этой империи были связаны протяжённой и разветвлённой сетью дорог, например, двумя параллельными магистралями «север—юг»: одна длиной 3600 км вдоль побережья, другая такой же длины через Анды. Обе дороги были вымощены и соединены множеством поперечных путей.
Особенностью инженерного оснащения были подвесные мосты и прорубленные в скалах тоннели. Они явно были результатом развитого, дисциплинированного и амбициозного общества.
Столицей империи был город Куско, название которого на кечуа означает «пуп земли». По легенде, его основали Манко-Капак и Мама-Окло, двое детей Солнца. Хотя инки поклонялись богу Солнца Инги, самым почитаемым божеством был Виракоча, чьи тезки считались авторами рисунков Наска, а само имя означает «морская пена».
Однако ни один историк не может точно сказать, насколько древним был культ этого божества к моменту прихода испанцев. Кажется, что он существовал всегда; по крайней мере, задолго до того, как инки включили его в свой пантеон и построили посвящённый ему великий храм в Куско, есть свидетельства, что Виракоче поклонялись все цивилизации в долгой истории Перу.
В начале XVI века, до того как испанцы начали разрушать перуанскую культуру, в святом храме Кориканча стояло изображение Виракочи. Согласно тексту того времени «Анонимное описание древних обычаев туземцев Перу», мраморная статуя божества «по прическе, телосложению, чертам лица, одежде и сандалиям больше всего напоминала святого апостола Варфоломея — так, как его традиционно изображали художники».
По другим описаниям Виракоча был похож на святого Фому. Следовательно, он мог быть кем угодно, кроме американского индейца, так как у них сравнительно тёмная кожа и редкая растительность на лице. Густая борода и светлая кожа Виракочи скорее указывают на его неамериканское происхождение.
Кто же стал прообразом Виракочи? Через многие предания народов Анд проходит образ светлокожего бородатого «старца». Хотя в разных местах его называли по-разному, везде можно узнать одного человека — Тики Виракочу, Морскую Пену, знатока науки и чародея, обладателя страшного оружия, который пришёл в беспокойные допотопные времена, чтобы навести порядок в мире:
«Внезапно появился белый человек высокого роста и властного поведения, пришедший с Юга. Он обладал такой силой, что мог превращать холмы в долины, а долины — в холмы, заставлял потоки течь из скал...»
Испанский летописец, записавший эту легенду, объяснял, что слышал её от индейцев, с которыми путешествовал в Андах:
«Они услышали её от своих отцов, которые, в свою очередь, узнали о ней из песен глубокой древности... Говорят, что этот человек шёл по горам на Север, совершая чудеса, и больше никто его не видел.
Говорят, что во многих местах он учил людей жить, разговаривал с ними с любовью и добротой, призывая быть хорошими, не причинять вреда и любить друг друга, проявлять милосердие. В большинстве мест его называли Тики Виракоча...»
Его также называли Кон-Тики, Тунупа, Таапак, Тупака, Илла. Он был учёным, непревзойдённым архитектором, скульптором и инженером.
«На крутых склонах ущелий он создавал террасы и поля с поддерживающими стенами. Он строил оросительные каналы и ходил в разные стороны, творя многое.»
В «Своде преданий инков» XVI века испанский летописец Хуан де Бетансос утверждает, что, по мнению индейцев, «Виракоча был высоким бородачом, одетым в длинную белую рубаху до половины, перепоясанную на талии».
— Говорят, что Виракоча положил начало золотому веку, о котором потомки вспоминали с ностальгией, — продолжает Г. Хэнкок. — Все легенды сходятся в том, что он проводил цивилизаторскую работу с большой добротой и по возможности избегал насилия: доброжелательные уроки и личный пример были основными методами, с помощью которых он обучал людей технике и знаниям, нужным для культурной и продуктивной жизни.
Особенно ему приписывают внедрение в Перу медицины, металлургии, земледелия, животноводства, письма (позже, по словам инков, забытого) и понимания сложных принципов техники и строительства.
Меня сразу впечатлило высокое качество каменной кладки инков в Куско. Однако, продолжая исследования в этом древнем городе, я с удивлением понял, что далеко не всю кладку можно приписать инкам. Они действительно были мастерами обработки камня, и многие памятники Куско — их рук дело.
Но, похоже, часть замечательных сооружений, которые традиционно приписывают инкам, могла быть построена более древними цивилизациями. Есть основания считать, что инки часто выступали в роли реставраторов, а не первостроителей.
Что касается развитой системы дорог, соединявших отдалённые части империи, то известно, что они представляли собой параллельные магистрали, идущие с севера на юг: одна — вдоль побережья, другая — через Анды, всего более 20 тысяч километров дорог с покрытием.
Но дело в том, что сами инки не строили эти дороги, они лишь ремонтировали покрытия, поддерживая их в хорошем состоянии. Никто до сих пор не смог точно определить возраст этих дорог, не говоря уже об их создателях.
Говорят, что это были какие-то рыжеволосые люди из двух родов: верные воины («уаминка») и «сияющие» («айуайпанти»).
Нам остаётся обратиться к преданиям, сохранённым хронистом Хосе де Акостой в «Естественной и нравственной истории индейцев»:
«Они много говорят о потопе, который произошёл в их стране... Индейцы рассказывают, что все люди утонули в этом потопе. Но из озера Титикака вышел некто Виракоча, который сначала поселился в Тиауанако, где до сих пор видны развалины древних и странных построек, а затем перебрался в Куско, откуда началось преумножение человеческого рода...»
«Великий бог-создатель Виракоча решил создать мир, где мог бы жить человек. Сначала он создал землю и небо, затем занялся людьми: вырубил из камня гигантов, которых оживил. Всё шло хорошо, но спустя время гиганты поссорились и отказались работать. Виракоча решил уничтожить их: одних обратил вновь в камень, других погубил в великом потопе.»
Это очень похоже на рассказы из Ветхого Завета. В шестой главе Библии (Бытие) говорится, как Бог, недовольный творением, решил его уничтожить. Интригует фраза: «В те времена на земле жили гиганты...» Могла ли быть связь между гигантами, которых ещё предстоит найти в библейских песках Ближнего Востока, и великанами из легенд доколумбовых индейцев?
— И вот перед нами труд Гарсильясо де ла Веги, сына испанского аристократа и женщины из правящей семьи инков, «История государства инков», — продолжает Хэнкок. — Его считали одним из самых достоверных летописцев и хранителем преданий народа матери.
Он работал в XVI веке, вскоре после завоевания, когда предания ещё не были искажены чужим влиянием. Он также приводит веру, которая была глубоко укоренена:
«После отступления потопа в стране Тиауанако появился человек...»
Этим человеком был Виракоча. Он был закутан в плащ, сильный и благородный, с непоколебимой уверенностью шагал по самым опасным местам. Он творил чудеса исцеления и мог призывать огонь с неба. Индейцам казалось, что он появляется из ниоткуда.
В истории Виракочи прослеживаются любопытные параллели с мифом об Осирисе — древнеегипетском боге смерти и воскрешения. Этот миф наиболее полно изложен у Плутарха, который рассказывает, что Осирис подарил своему народу дары цивилизации, обучил многим ремёслам, покончил с людоедством и человеческими жертвоприношениями, а также дал первый свод законов.
Несмотря на существенные различия между преданиями, египетский Осирис и южноамериканский Тунупа-Виракоча имеют следующие общие черты: оба были великими просветителями; против обоих был заговор; оба были убиты заговорщиками; оба помещены в сосуд; оба брошены в воду; оба плыли по реке; оба в конце достигли моря («морская пена»...).
Не говорит ли это — в который раз! — о едином допотопном мире, где Атлантика не была непреодолимой преградой, и где социальные, экономические и этнокультурные связи были намного интенсивнее, чем мы можем представить? И Виракоча был одним из посланцев и тружеников этого мира, ушедшего безвозвратно, но оставившего загадочные следы.
https://vk.com/club195466199?from=search