[280x374]
Ну что ж – раз книгу прочитала, раз она вызвала эмоции, зацепила, то надо отписаться, написать, что понравилось, что запомнилось, и какой отпечаток остался от произведения.
Да,
«Победитель остается один» - это не типичная книга для Коэльо. Нетипична она прежде всего тем, что здесь нет какого-то доброго фона, позитива в подложке, как есть у автора практически везде. В «Алхимике» - это доброе путешествие и Душа Мира, в «Веронике» - это обдумывание решения и светлый человек рядом, в «Пятой горе» - религиозная тема, в «Воине света» - только позитив и есть, в «На берегу Рио-Пьедра…» замечательная история о любви, в «Заире» и то говорится о разлуке, но и о поиске любви, новых осознаниях и т.д. А что хорошего и доброго есть в «Победителе…»? Ничего. Нет, там, правда, ничего такого нет. Говоря попросту этот роман – чернуха.
Начать с того, что первые слова книги – это описание пистолета «беретта». И что мы видим? Детектив с элементами триллера и поп-гламура. Детектив – потому что есть преступления, триллер – потому что есть маньяк. Это не история о русском олигархе, как ее почему-то (зачем-то) позиционировало «АСТ», выпустившее книгу в России. Это история о маньяке! В общем, то, что он оказался русским и богатым – это суть неважные дополнения. Итак. основная линия сюжета, которая бросается в глаза, на фоне которой происходят другие рассуждения автора, – это похождения маньяка в Каннах.
Что есть в романе еще? Еще есть, конечно, идея. Слава Богу, хоть это автор оставил, иначе я вообще решила бы, что книгу писал не он – потому что идеи у Коэльо всегда были особенные и большие. Здесь тоже есть идея, и она большая – это то, как мы достигаем того, чего хотим, чего мы на самом деле хотим, и какую цену мы готовы за это заплатить. Вот о последнем речь идет особо. О цене. Тема, в принципе, хорошая и интересная. Здесь для иллюстрации показывается жизнь гламурной тусовки Каннского кинофестиваля. Вот эту тусовку, думается, Коэльо смог почувствовать изнутри. И хоть
он и говорит, что его позиция расходится с тем, что изложено в книге (мол, он не против тусовки), на самом деле она в книге представлена в ТАКОМ негативе, что просто выворачивает. Почитайте какое-то время подряд и вам станет не по себе. Мерзко станет. Почему? Потому что в книге четко показано, что у всех нас есть свои амбиции.
В книге эта линия ведется исправно: свои амбиции есть не только у начинающих старлеток, молодых актрисок, но и у начинающих режиссеров, бизнесменов и даже у полицейских, простых служителей закона. И нет конца и края этой жажде власти и славы.
Я не согласна с формулировкой, что цель, мол, оправдывает средства. Средства тоже выбирать надо! И Коэльо по какой-то причине этого решил здесь не делать, а точнее те средства, которые он здесь выбрал, просто неприятны. Это показ грязи, разбор отбросов, копание в грязном белье души. Главный герой-маньяк один чего стоит!
В то же время надо отдать должное, автор достигает цели: ваши амбиции тают как мартовский снег на солнцепеке – БЫСТРО. После прочтения или даже во время чтения возникает ощущение радости тому, что «вы еще здесь». Такое ощущение бывает, когда перед вами разворачивается слишком темный/ неприятный/ запутанный сюжет. Вы читаете, погружаетесь в него, а потом, когда откладываете книгу, внезапно радуетесь, что в вашей жизни все так просто. Да, вы радуетесь, как хорошо, что у вас нет тех огромных денег, что есть у героя, что вы не строили бизнес так рьяно, как строил он, что вы не заключали сделки так грязно, как это делал кто-то, что вы не помешались на достижениях и прочее и прочее. Вы радуетесь и вдруг начинаете ценить то, что у вас есть. А ведь большую часть времени мы страдаем от того, что полагаем, что имеем так мало!
Да, есть такие книги, которые заставляют моментально оценить то, что есть у вас сейчас. К ним, кстати, можно отнести замечательную книгу Чарльза Диккенса
«Рождественская песнь». Только у Диккенса средства другие – доброта и любовь, тогда как у Коэльо это жажда власти и смерть. Поэтому Диккенса я перечитывать буду, а вот Коэльо – нет.
[200x321]