В начале прошлого года я писала о первом документальном фильме Антона Уткина Степь. Недавно в Кинотеатрe документального фильма Дм. Завигельского появился его второй фильм Царь-Свет
Антон, пишет ли он романы, или снимает фильмы не руководствуется критерием "кассовый или нет". Проект этого фильма дважды подавался на государственную поддержку, но её не получил "по причине низкого художественного потенциала заявленной темы". А два года назад Антон продал права на экранизацию своего романа "Самоучки" и решил часть вырученных денег потратить на съемки фильма "Царь-Свет", сделать который ему давно хотелось.
Я его посмотрела с не меньшим удовольствием, что и первый, написала на него мини-рецензию и очень всем его рекомендую.
Второй фильм Антона Уткина «Царь-свет» отличается от его первого фильма «Степь». В нём видны новые грани творчества этого режиссёра, сценариста и писателя, но и одновременно узнаётся его особая манера общения со зрителем, когда последний становится соучастником происходящего.
В основу фильма положено довольно редкое явление природы : один раз в год, в конце июля огромное количество двукрылых белых бабочек-подёнок выходит из илистых речных берегов, сбрасывает чехлы, скрываюшие крылья и взлетает над рекой. В рассказе Петра Краснова «Подёнки ночи» бабочки эти называются метлицы – одно из названий, которое им дают из-за сходства несметного количества подёнок, кружащихся над водою, с зимней метелью. Местные же жители называют их просто, хозяйственно и совсем не поэтично «мотылём». Что не удивительно, потому что вылет мотыля в деревне – это день, сродни сенокосу, или сбору ягод. День, который нельзя упустить и в который надо многое успеть. Ночью на берегу зажигаются огни на который тучами слетаются бабочки и слоями устилают расстеленные на берегу мешковины и полиэтиленовые плёнки. Потом бабочек этих сушат и служат они и наживкой для рыбалки, и кормом для домашней птицы, и даже котята с удовольствием ими лакомятся. Само по себе это явление природы достойно интереса и внимания, но рассказом о нём фильм не ограничивается.
Как и в предыдущем фильме Антона Уткина, в «Царь-Свете» отсутствует голос диктора за кадром, который бы разъяснял, что именно создатели фильма хотели сказать, что превращает зрителя почти в первооткрывателя, который шаг за шагом приближается в к моменту вылета метлицы. И как и в фильме «Степь» об этом явлении рассказывают местные жители, каждый по своему. Но если в «Степи» зритель постепенно, шаг за шагом приближается к загадочным диким лошадям, живушим на острове, и видит их только в конце фильма, в «Царь-Свете» подёнок зритель видит почти сразу. Правда, не кружащуюся над водой белокрылую метлицу-метелицу, а сероватую массу, которую раскладывают для просушки, скармливают курам и уткам, испльзуют, как насадку для рыбы. Которой, в иные годы, падало на берег столько, что, по словам местной жительницы, она «протухала» и приходилось её «сдвигать лопатами» в реку. Действие фильма постепенно продвигается к ночному сбору метлицы. И ночная сцена летящих на свет белых бабочек настолько прекрасна и удивительна, что заставляет забыть о практическо-бытовой стороне этого сбора. Вихрь метлицы, летящей на свет прожектора, на керосиновую лампу и даже на угли костра – по словам одного из жителей села рычковка «им достаточно любого мерцания» - заставляет задуматься о смыле короткой, в несколько часов, жизни бабочек-подёнок, и о смысле жизни вообще. Как же это возможно, что завораживающее кружение бабочек в летней ночи, трепещущий нежный слой, покрывающий землю вокруг ламп и фонарей на берегу и серая бесформенная масса в мешках и кошёлках – одно и то же? Не знак ли это того, что и свет, который нас ждёт в конце туннеля, всего лишь приманка для чьих-то практических целей? И резкий, в ночной тишине, звук сворачиваемой в баул полиэтиленовой плёнки, заполненной светлыми тельцами мёртвых бабочек, похож на стук лопат гамлетовских могильщиков. Но воспоминание об утятах с аппетитом поедаюших мотыля, благодаря которому они «хорошо растут», и котёнке, который с удовольствием его лопает рядом с цыплятами, а потом спит, довольно развалившись на солнышке, и свежей рыбе, пойманной на мотыля, и всё это на фоне деревенских уральских пейзажей – вызывает чувство умиротворения и мысль о том, что если единственный смысл полёта к свету в том, что твоё существование послужит тому, чтобы все вокруг были сыты и никто не голодал (не спроста же мотыля сравнивают с «манной небесной»), то это уже стоит того, чтобы жизнь была прожита.
Фильм «Царь-свет» - творческая удача Антона Уткина, о которой нельзя говорить, не отметив работу оператора Андрея Семашко, многие кадры которого в этом фильме я бы назвала «фотокартинами», равно как и музыкальное сопровождение Евгения Кадимского, которое именно сопровождает зрителя на протяжении всего фильма, как приятный и ненавязчивый спутник.