Все в жизни заканчивается либо счастьем, либо уроком. Если вы тупой, то вы будете ходить по граблям по кругу, а если ваше счастье в познании – вам же лучше.
Мое детство закончилось в частности тем, что я регулярно припоминаю три классических эпизода.
Эпизод первый: Бабуля отвергает «дары фарисеев».
	Например, горшки с цветами, которые покупает ей мама, и о которых бабуля ее не просила. Бабуля бурно реагирует: «Ну зачем??? Я же просила не покупать цветы!!!»
	Я только с годами поняла (а вернее – прочувствовала), что именно так бесило бабулю (контроль над клочком жизни был бы лучшим подарком, чем цветочки). Впрочем, мне всегда было очевидно, что дело было не в цветах – цветы были переменной, я наблюдала этот эпизод миллион раз.
	Каждый раз я задавалась одним и тем же вопросом: если цветы – это символ, зачем на них-то ополчаться? Проблема в функционировании отношений, и уж коль скоро все озабочены именно тем, чтобы они продолжали работать (работать исправно!), нужно сделать две вещи: принять дар со словами «спасибо», дабы сберечь отношения, а потом решать проблему по существу (не с цветами), дабы «починить» отношения.
Злобно орать правду - вообще дело не благодарное, даже если ты очень сильно прав.
Эпизод второй: Мамуля обижается.
	Еще бы! Мама старалась, хотела от души причинить добра (да, причинить, но от души же!), а ей вместо радости подсунули тычки и упреки. Мама тоже бурно реагирует: она хватает горшки и выносит их к мусорным бакам на улице.
	Мне хотелось тут же забрать эти горшки с урны и сообщить им «не слушайте этих двух, пожалуйста». Люди голодают, цветочки изо всех сил растут, а вы тут обе ими раскидываетесь – да что с вами не так?!?
	Но то – моя рачительность. Гораздо больше меня интересовало поведение маман: вот ты вроде как добро хотела сделать, порадовать человека, так зачем же ты в итоге этими цветами хочешь человеку в моральном смысле съездить по лицу и яйца прищемить? Раз ты добряк – будь последовательным добряком: послушай, какое добро нужно человеку, подумай, кому могут пригодиться образовавшиеся «излишки» добра, и – еще раз! – не пытайся акт добра превратить в акт агрессии.
Да и вообще, добрые намерения – не оправдание всего на свете.
Эпизод третий: Женщины восклицают, как они выбились из сил в попытках все успеть и обо всех позаботиться, аж присесть им было некогда, а тут... (а тут, например, ты гондон неблагодарный, или ты гондон, который не может быть на подхвате, ну или без всякого «а тут», просто уставать в хлопотах о разном и разных обидно).
Лет с девяти, громче год от года, я отвечала, что, мол, ну присядь. Присаживайся вообще всегда, когда надо. Мир не рухнет, если ты присядешь. Вот эта ноша жизни без приседаний – ты же сама ее на себя взваливаешь. Ты не приседаешь, а потом предъявляешь нам или небу, а мы (не знаю, что на счет неба) даже и не знали, что стали причиной таких жертв. У нас не было возможности от этих жертв отказаться, у нас нет возможности не слушать эти упреки, и ты вот очень грустная ходишь, не присевшая. Не надо так!
Делать разом плохо и себе, и другим - это определение дурака.
Теперь – самое смешное. Самое смешное, что я сама минимум раз в неделю наступаю в одну из ситуаций, как в говно: когда надо что-то делать с причиненным добром, когда добро твое не ценят, и когда ты от всего этого ужасно устал. В трех из четырех случаев я успеваю выудить из памяти нужный детский эпизод прежде, чем разорусь. Если не успеваю – ору. Орать утомительно, и тем больший трепет у меня вызывают эти три классических эпизода – какие же вы у меня ценные и полезные!
Добро надо помнить, и добром надо делиться, поэтому я решила оставить эти три важных урока здесь.
Возможно, если закончить достаточное количество всего в жизни уроком, то однажды удастся закончить что-то счастьем.
Аминь. Пойду поем.