Мёд, вино, металл. Наверное, именно в этой последовательности.
Но вино и металл везти из Словеннии нецелесообразно - первое не "ах!", второе несомненно лучше в Чехии. Хотя словенцы гордятся и тем,
и другим.
А вот мёд и производные превосходны. Быть может, оттого так впечатляет и всё с ними связанное.
Музей пчеловодства в Радовлице обладает, прежде всего, изумительной коллекцией развешенных по тематическому признаку панелей с ульев, раскрашенных профессиональными живописцами (искусство середины 18-го века). Каждая стОит отдельного и весьма пристального внимания.
Сами ульи - деревянные короба - обычно изысками не отличались.
Но в каждом правиле бывают исключения.
Пока мы рассматривали панели, где-то впереди, в следующем зале, организованная группа туристов возбуждённо и совсем по-детски загомонила, будто деля совок и ведёрко в песочнице. Там жил настоящий, живой... РОЙ ПЧЁЛ.
Я впервые в жизни видела вживую пчелиную матку (вон та крупненькая с точкой на спине, по стрелке).
Увидев, как пчёлы стартуют из стеклянного коридора на улицу, вспомнили о преследующем нас на прогулках сладком запахе то ли цветов, то ли трав. Аромат был неслучаен.
Настоящая работа настоящих пчёл - не единственных в Радовлице.
Ощущение непрерывности хода жизни при неразрывной связи людей и пчёл на фоне смотрящиего в окна 12-го века потрясало до слёз.
Всё остальное - монеты, медали, фильмы в режиме нон-стоп, комната "дневника пчелы" в виде комикса, ковши, свечи и прочее - уже были лишними. Послушав гул роя пчёл в специальной, усиливающей звук, "ротонде", мы поспешили на выход, соглашаясь с написанным на одном из ульев: