ВСЕ РЕЛИГИИ использовали для приближения человека к Богу ОДИН И ТОТ ЖЕ СПОСОБ - способ самоотождествления себя с Богом, т.е. изменение своего "самоназвания"!
В Древней Месопотамии человек стремился слиться с Небом и Землей. "Я - Небеса, не коснешься меня! Я - Земля, не околдуешь меня" - заклинал человек, пытаясь добавить себе неуязвимости неба и земли.
В Древнем Египте верили, что человек, в момент смерти может родиться в потустороннем мире богом. Для этого египтянин еще при жизни начитывал тексты, отождествляя себя с тем богом, в которого хотел перевоплотиться. Все эти тексты собраны в так называемой "Книге мертвых".
Современные религии тоже используют СамоНазвание. Исламские суфии используют технику концентрации "зикр" - т.е. концентрации на имени Божьем.
Имя Бога повторяется вначале вслух, а затем про себя, в идеале, непрерывно, в течение всей жизни.
Ту же самую практику - постоянное, непрерывное мысленное обращение к имени Бога - мы видим и у иудеев ("кавванах" - "прилипание к мысли"). Целью этой практики является постоянное напоминание себе о Боге и его любви. Со временем достигается такая степень неразрывной мысленной связи с Богом, что человек начинает ощущать себя частью Бога. Человек чувствует себя обожествленным. Страх смерти уходит.
Но самый показательный случай, это, конечно, христианство.
Давайте откроем Новый Зовет и попробуем понять - что больше всего волновало Иисуса Христа? Что главное в проповеди Иисуса Христа?
Понять человека - это значит понять, что в человеке главное. Например, мы берем в руки томик стихов Пушкина и задаем себе вопрос: чем жил и о чем писал этот человек?
Ответ получить не сложно. Мысленно рассортируем стихи Пушкина по папкам: "Стихи о дружбе", "Стихи о природе", "Стихи о любви", "Стихи о свободе", "Стихи о религии" и т.п. После этого достаточно сравнить объемы этих папок. Та папка, которая окажется самой объемной и при этом будет включать в себя произведения разных лет жизни Пушкина, та папка и определит тот вопрос, который более всего волновал Пушкина, покажет, что для него главное. В случае А.С.Пушкина, это, конечно, будет любовная лирика.
Если проделать тот же эксперимент с Новым Заветом, выписать все изречения Иисуса Христа и рассортировать их по папкам - "О любви", "О терпимости", "О Суде", "О фарисеях" и т.д., - то какая тема окажется главной?
К удивлению многих, это будет не призыв к любви и всепрощению. К ужасу современных моралистов, в проповедях и притчах Иисуса Христа даже ни разу не употребляется слово "совесть".
Главная тема проповедей Христа - это ОН САМ.
"Я есмь хлеб жизни", "Я свет миру", "Веруйте в Бога и в Меня веруйте"...
Можно смело сказать, призывы к любви и чистоте, исполнение законов, правил - это все не очень волнует Христа. Единственное, что его волнует - это как люди к Нему относятся. Своих учеников Христос спрашивает не о том, каково мнение людей о Его проповедях, но о том, "за кого люди почитают Меня" (Мф.16,13).
Эта позиция Христа, Его вера в Свою божественность и выделяет христианство среди всех учений. Основоположники других учений выступали, не как предмет веры, а как посредники. Личности Будды, Магомеда или Моисея не были содержанием веры. Их учение существует отдельно от них самих. Христианство не существует отдельно от Христа.
LI 7.05.22