В 1978 году советский режиссер Герц Франк и оператор Юрис Падниекс сняли документальный фильм «Старше на десять минут» в течение которого, камера неотрывно следила за выражением лица маленького зрителя в кукольном театре. Мальчик переживал столько эмоций, что буквально на глазах превращался в новую личность.
В 2002 году знаменитый немецкий режиссер Вим Вендерс предложил своим коллегам повторить этот эксперимент: ровно за 10 минут каждый из них должен быть передать своё уникальное понимание времени.
Семь работ семи режиссеров и составляет содержание этого диска.
[220x174]
Теперь конкретно по новеллам.
1. Собаки не отправляются в ад. Реж. Аки Курисмяки ("Человек без прошлого").
10 минут из жизни немолодого уже человека, который пытается всё изменить. Изменить всё кардинально и очень быстро. Он очень быстро увольняется с работы, потом очень быстро идёт и делает предложение немолодой уже женщине, потом они очень быстро покупают два обручальных кольца. Потом очень быстро покупают билеты в далёкую Сибирь, чтобы там работать – качать нефть. А потом сидят в купе и смотрят из окна, прощаясь с родиной.
Больше всего мне в этой работе понравилось цвет и композиция. Ну, и так скажем, сценография (с трудом понимаю, что это значит). Очень, такая, любопытная картинка. Сочная и оригинальная.
В остальном глубокий смысл произведения не коснулся моего ума и сердца. Да и название совершенно мне не понятно. Может это пословица какая-то? Не дорос я до этого. Ну и ладно.
2. Линия жизни. Реж. Виктор Эрисе («Солнце в листве айвового дерева" / Мечта о свете»)
Эта чёрно-белая миниатюра испанца В.Эрисе, наиболее буквально из всех представленных в альманахе работ отражает течении времени. Рассказывающая о минутах жизни маленького посёлка накануне большой войны, она наполнена, в общем-то, вполне понятными образами – качающийся маятник, тикающие часы, стрёкочущая швейная машинка, капающий кран. Люди занимаются своими делами – кто-то трудится на поле, кто-то шьёт, кто-то месит тесто, кто-то отдыхает. Мальчик рисует на руке часы и подносит их к уху. И рядом со всем этим, где-то очень близко, рождение и смерть.
Наверное, этот фильм самый близкий к высокому искусству. К сожалению, я тоже не очень дорос до того чтобы получать от этого большое удовольствие.
3. На десять тысяч лет старше. Реж. Вернер Херцог («Агирре - гнев Божий», «Носферату: призрак ночи», «Фицкаральдо»)
Немец Вернер Херцог вновь возвращается в свою любимую Латинскую Америку. На этот раз он снял документальный фильм о последнем диком племени индейцев, которое было обнаружено совсем недавно – около 20 лет назад в джунглях Амазонки. Кадры 20 летней давности показывают их вождя – гордого, властного и подозрительного ко всему новому. Встреча с цивилизацией закончилась плачевно для его племени – большинство из индейцев умерло от обыкновенной простуды и ветряной оспы спустя два года после первого контакта с Большим миром.
Сам вождь дожил до наших дней. Этот лысеющий, беззубый старик, страдающий от туберкулёза, всё ещё с гордостью вспоминают те времена, когда жестоко убивал поселенцев, неосторожно зашедших на территорию их племени. Приплясывая и напевая, он изображает предсмертные крики женщин и детей. Правда, надолго его не хватает – приступ кашля заставляет его замолчать.
Старый вождь не строит иллюзий – его племя не имеет будущего. Новое поколение мечтает об одном – уехать в город и жить как все остальные мексиканцы.
Этот фильм мне в целом понравился, заставил сопереживать и думать.
4. Ночь в трейлере. Реж. Джим Джармуш («Мертвец», «Сломанные цветы», «Кофе и сигареты»)
Черно-белый фильм Джармуша живо напомнил мне его же «Кофе и сигареты». Сигареты есть, а вместо кофе – брюссельская капуста. Кино рассказывает о коротком перерыве в съёмочном дне кинозвезды. Дым сигареты, телефон, и уставшие ноги…
Лично мне очень понравился эпизод со звуковиком. Ради него уже стоит посмотреть фильм.
Как всегда (или почти всегда) у Джармуша и юмор и грусть. Один из наиболее понравившихся фильмов сборника.
5. 12 миль до Троны реж. Вим Вендерс («Небо над Берлином», «Конец насилия»)
Очень симпатичный молодой человек старается, как можно скорей добраться до больницы. От этого зависит его жизнь. До госпиталя рукой подать – 12 миль на машине. Но это расстояние ему надо преодолеть не только физически, но и, так сказать, ментально.
Единственная лента в альманахе, которая построена по жестким законам драмы. Ну, то есть, когда начинаешь всерьёз сопереживать герою, попавшему в драматическую ситуацию с угрозой со стороны альтернативного фактора – времени. Да и красиво всё это. Лопасти ветряных электростанций в голубовато-розовато-желтоватом ареоле.
Мне понравилось. Хорошее кино.
6. Нас обокрали. Реж. Спайк Ли. («Лихорадка джунглей», «Малькольм X», «Девушка номер 9»)
Чёрнокожий режиссер Спайк Ли, борец за права всех униженных и оскорбленных, снял документальную политическую агитку, посвященную последним минутам противостояния Буш/Гор. Он, наверное, считает, что ничего интереснее Буша нету. Он заблуждается.
Мне не понравилось совсем.
7. Далеко спрятанные 100 цветков. Реж. Чен Кайге («Клятва»)
Компания грузчиков получает заказ от немного странного человека – нужно перевезти его имущества из дома на улице Цветов. Но есть небольшая проблема – никакого дома на этой улице нет, и, соответственно имущества тоже. Однако чтобы получить деньги, находчивые китайский грузчики всё-таки решаются выполнить заказ…
А вот этот фильм мне понравился больше всего. Я давно уже питаю любовь к азиатскому кино, к сожалению, возможность посмотреть его представляется нечасто. Мне нравится этот специфический юмор, и какая-та необычная трогательность, проникающая в самую душу.
Дом на улице Цветов всё-таки был, и грузчики увидели его, когда старый колокольчик вновь обрёл голос, соединяя воедино прошлое и будущее большой восточной страны…