Про дизайн: Манипулятивное восприятие
13-06-2007 15:59
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Отличительной чертой эпохи модерна была ориентация человека на мир внешний - на преобразование природы, окружающей среды, ее освоение и покорение.
Постмодерн же замахнулся на внутренний мир. Разум уступает место интуиции и чувствам. В фокусе теперь не окружающая среда, а подсознание и эго отдельной личности. Цифровые технологии еще больше заострили ситуацию, введя человечество из мира реального в зыбкий и переменчивый виртуальный мир.
Футуристические мечты о превращении человека в чистый разум кажутся все более близкими, по мере того, как ширятся возможности компьютеров и глобальных сетей.
Но вот незадача, наращивая мощь зрительных образов, усложняя, анимируя, наполняя смыслами и значениями, современные дизайнеры как-то упустили из виду то, что помимо ВОСПРИЯТИЯ существует еще и ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. Нарисовать красивый интерфейс хотят все. Но задача сделать его удобным и интересным для работы вызывает скуку. Но уж никак не исследовательский азарт.
Но речь сейчас пойдет уже не о набившем всем оскомину постулате "дизайн для удобства" (хотя он-то своей актуальности не потеряет никогда).
Какое бывает восприятие? Зрительное, слуховое, тактильное, обонятельное.
Со зрительными образами сейчас все ол райт. Звук тоже подтягивается. Обонятельные эффекты используются в некоторых экспериментальных кинотеатрах. Думаю, скоро додумаются и до передачи тактильных, вкусовых ощущений. Это будет уже началом полноценной виртуальной реальности. Ее создание и будет венцом, началом конца цифровой эстетики. Если у процесса есть конечная цель, то по достижении этой цели процесс теряет смысл и логично прекращается.
Круг замкнется. 100% реалистичная виртуальная реальность сама перестанет отличаться от реальности истинной и потеряет свой смысл.
Конечно, компьютерная реальность это не только картинка - это множественность смыслов, переплетение мыслей, возможность каждого отдельного человека создавать свои собственный миры. Это бесспорные плюсы.
"Компьютер... сделал всю технику гуманитарной. Развернул историю к внутреннему миру человека. К развитию его творческих способоностей", - говорит Сергей Иванович Серов.
Действительно, это одно из главных достижений компьютерной техники. Толчок к раскрытию сознания человека.
Все это я понимал, но все равно где-то на границе сознания постоянно зудела мысль, что что-то здесь не так. Что-то неправильно.
Было понятно, что центр проблемы находится в стремлении адептов инфостетики как можно быстрее и дальше увести человека от его животного, природного начала. От его физиологии в конце концов. В современном мире виртуальных образов физическое только мешает. Бренное тело тянет нас вниз, пожрать и выспаться, в то время как мозг уже играет смыслами и идеями неизмеримо более высокого порядка.
Конечно, способность к образному мышлению и есть то, что в большей степени отличает нас от животных, делает человеком.
Но есть небольшая такая деталь. Нюансик.
Человеческий мозг (тот самый таинственный био-компьютер, благодаря которому и ради которого мы собственно и имеем то, что имеем) состоит, к глубочайшему нашему сожалению, из вполне себе натуральных природных материалов. И заключен в защитную оболочку, состоящую в основном из того же кальция, что находится в банальном меле. И находящееся в прямом его подчинении тело строится по тем же природным законам и из природных материалов. Процессы, протекающие в нем, носят прежде всего физический и химический характер. А отдельно от тела мозг существовать ну никак не может. Форма и функция взаимно обуславливают друг друга. Даже процессы мышления напрямую связаны с физическими манипуляциями. Идеи, приходящие "ниоткуда", обусловлены физическим состоянием организма, вплоть до того, что имеет значение, какую позу мы принимаем, как двигаемся и что делаем.
Маленьким детям например развивают мышление через мелкую моторику, через МАНИПУЛЯЦИИ с различными предметами. А не через картинки.
Человек, как животное в биологическом смысле слова, нуждается в постоянном выполнении неких действий. Не просто в обдумывании и осмыслении чего либо, но в МАНИПУЛЯЦИИ этим самым. И любой предмет воспринимается и понимается прежде всего не через его визуальный облик, который зачастую не дает представления о его сути либо дает противоположное представление, а через ХАРАКТЕР МАНИПУЛЯЦИЙ, которые необходимо совершать с этим предметом, чтобы получить некий эффект.
Экранная эстетика же, акцентированная прежде всего на визуальное восприятие, превратила людей в созерцателей и творцов картинок, стремящихся превратить окружающий мир в картинку.
И хотя все кричат о новом игровом принципе, о новых возможностях взаимодействия человека и машины, человека и человека, до сих пор все строится по принципу "нажми на кнопку - получишь результат", до сих пор все восторгаются при виде красивой картинки и какого-то нового содержания, ранее не найденного в ней.
В этом смысле набор кубиков LEGO является лучшим инструментом для творчества, нежели современный компьютер с полным пакетом графических программ.
Таким образом, я выделил для себя новый тип восприятия – МАНИПУЛЯТИВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ. Посредством КАКИХ ДЕЙСТВИЙ, как физических так и умственных, человек воспринимает объект. То есть манипулятивное восприятие разделяется на физическое и смысловое. Первое – физические операции, которые нужно совершить с объектом для его осмысления (пульт от телевизора – нажать кнопку, бумажный конверт – открыть клапан и т.д.). Второе – последовательность умственных действий, которые необходимы для понимания сути объекта, что уже в значительной степени относится к графическому дизайну. Это как участие в некой игре.
Сравнительные примеры: 1) имеется визитка, на которой изображен некий знак, представляющий собой дом. Изображенный достаточно реалистично и в то же время стилизованно. При взгляде на него мы сразу понимаем суть объекта, мы воспринимаем ее исключительно через его внешний вид, через технику изображения, через передачу теней и цветов. Это – исключительно зрительное восприятие. При этом дом может быть сколь угодно странен на вид, из окна может торчать нога а из трубы рука, но это лишь добавит ему дополнительные смыслы («Что это? Быть может, аллюзия на кэрроловскую «Алису в стране чудес?»).
И второй вариант 2) Имеется визитка, в углах которой изображены 4 окна, а в центре дверь. Рядом лежит бланк, в углах которого изображены 4 окна, а в центре дверь. А принадлежат эти визитка и бланк некой строительной компании, специализирующейся на производстве отдельных квартирных моноблоков, из которых потом собираются уже готовые здания.
Где в таком случае знак? Знак – вся поверхность визитки или бланка. Потому что знак не может существовать отдельно от носителя. Следовательно, он может подстраиваться под носитель и определяться им. Здесь человек вступает в предложенную ему игру. Новый принцип организации знака побудил его к мыслительной деятельности, к умственным операциям с предложенной ему ситуацией. Это не просто всевдообъем с нарисованными тенями и красивыми градиентами – это ИГРУШКА.
А ИГРА – ВАЖНЕЙШАЯ ЧАСТЬ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ЖИЗНИ В ЦЕЛОМ.
Продолжение следует :)
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote