• Авторизация


Кто и когда назвал Воскресенский монастырь Новым Иерусалимом? 22-06-2010 21:15 к комментариям - к полной версии - понравилось!


На Священном Соборе 1666 г. среди обвинений, предъявленных патриарху Никону, прозвучало и то, что он самовольно присвоил Воскресенскому монастырю на Истре имя "Новый Иерусалим" (1). Подробности наречения имени Ново-Иерусалимскому монастырю известны нам из сочинений людей, близко знавших патриарха Никона и бывших его духовными учениками — Иоанна Шушерина и архимандрита Ново-Иерусалимского монастыря Никанора, которые называют иного автора этого названия — царя Алексея Михайловича.

Эта версия осталась практически незамеченной в литературе, посвященной патриарху Никону и истории Ново-Иерусалимского монастыря. Более того, вопрос о том, когда эта обитель получила это имя решался на основе биографии патриарха Никона, написанной Иоанном Шушериным.

Сам автор "Известия о рождении и воспитании и о житии святейшего Никона, патриарха Московского и всея России", свидетелем описываемых событий не был: впервые он побывал в Ново-Иерусалимском монастыре 19–20 ноября 1657 г. среди других певцов, сопровождавших патриарха Никона (2). Следуя житийному канону, он не сообщает точной даты освящения Воскресенского собора. Но, сам того не желая, Иоанн Шушерин излагает две версии наименования Ново-Иерусалимского монастыря. В первой, представляющейся автору "Известия…" предпочтительной, автором наименования "Новый Иерусалим" выступает царь Алексей Михайлович. Иоанн Шушерин сообщает, что вскоре после покупки патриархом Никоном села Воскресенского здесь начали ставить деревянную церковь, на освящение которой предстоятель Русской Церкви пригласил государя (3).

Итак, согласно этой версии, царь приезжает на освящение деревянной церкви Воскресения и после отъезда из обители отправляет патриарху Никону послание о том, что этому месту Самим Богом предначертано называться Новым Иерусалимом. Патриарх кладет это послание в серебряный ковчежец и ставит его под престолом Воскресенской церкви. Надо сказать, что Иоанн Шушерин еще дважды возвращается к названию монастыря "Новый Иерусалим", подчеркивая, что оно дано царем (4).

Надо сказать, что в "Известиях" изложена и вторая версия, свидетельствующая о совместном — царя и патриарха — наречении имени монастырю, но Иоанн Шушерин говорит об этом вскользь (5).

Версия архимандрита Никанора, изложенная в двух редакциях стихотворной "летописи" Ново-Иерусалимского монастыря (6), расходится с первой версией Иоанна Шушерина во многих, весьма существенных деталях. В обеих редакциях "летописи" рассказ об освящении Воскресенского храма и наречении имени Ново-Иерусалимскому монастырю помещен между двумя датами — 17 июня и 18 октября 1657 г. При этом повествование построено таким образом, что рассказ об освящении храма и наречении имени монастырю в равной степени может принадлежать обеим датам. Внимательный анализ "летописи", однако, показывает, что с первой датой архимандрит Никанор соотносит освящение деревянной церкви Воскресения в присутствии царя и Священного Собора. Сразу же после этого Алексей Михайлович вместе с патриархом обошел окрестности монастыря и, взойдя на Елеонскую гору, нарек его Новым Иерусалимом. Собственноручное писание царя, где тот "отрази" имя обители, патриарх Никон вложил в серебряный ковчежец, который был поставлен под церковным престолом. 18 октября, согласно первой редакции "летописи", были установлены два креста — Елеонский на том месте, где царь нарек монастырь Новым Иерусалимом, и закладной — на месте будущего каменного собора (7). Во второй редакции "летописи" архимандрит Никанор сохранил сведения только об установке Елеонского креста.

Надпись на последнем связывает освящение церкви и наречение имени монастырю с 18 октября 1657 г. и до деталей совпадает с "летописью" архимандрита Никанора (что лишний раз свидетельствует в его пользу как автора надписи) (8).

Как можно заметить, для учеников патриарха Никона вопрос о том, когда был основан Ново-Иерусалимский монастырь, имел второстепенное значение. Важнейшим для них являлся вопрос, кто именно дал название обители. И Иоанн Шушерин, и архимандрит Никанор писали об этом более чем три десятилетия спустя, когда ни царя Алексея Михайловича, ни патриарха Никона, ни большинства очевидцев наречения имени Ново-Иерусалимской обители уже не было в живых, страсти вокруг допустимости ее названия улеглись, а документы — скрыты в архивах. Очевидно, в меньшей степени это было связано с апологией патриарха Никона, который на Священном Соборе 1666 г. был обвинен в самовольном присвоении монастырю имени "Новый Иерусалим" (сам обвиняемый не отрицал того, что это название дал он). Вопрос о том, кто назвал Ново-Иерусалимский монастырь в первую очередь был апологией исконного имени этой обители, которая по решению Собора 1666 г. была возвращена к первоначальному названию — "Воскресенский монастырь, что на Истре-реке". Вот почему и в надписи на Елеонском кресте, и в сочинении Иоанна Шушерина, и в "летописи" архимандрита Никанора последовательно проводилась версия, согласно которой имя "Новый Иерусалим" дал монастырю не патриарх Никон, а лично царь Алексей Михайлович, что дезавуировало решение Собора. При этом архимандрит Никанор прямо ссылался на надпись на Елеонском кресте как на важнейшее доказательство этого факта, современного основанию монастыря. Говоря точнее, открытая для обозрения всех приходящих в обитель эта надпись с упоминанием о том, что монастырь был наречен Новым Иерусалимом царем Алексеем Михайловичем, служила весомым аргументом и против обвинений патриарха Никона в самовольном присвоении имени "лавре", и против "самовольного" решения Собора 1666 г. о запрещении именования обители Новым Иерусалимом.

При этом и Иоанн Шушерин и архимандрит Никанор расходятся в одной очень немаловажной детали. Первый говорит о том, что грамоту о наименовании монастыря "Новый Иерусалим" Алексей Михайлович прислал с дороги, отъезжая от монастыря. Архимандрит Никанор — что данная грамота была написана прямо на Елеонском холме, во время обхода царем и патриархом окрестностей обители. Видимо, под влиянием сочинения Иоанна Шушерина в русской книжности рубежа XVII–XVIII вв. с происхождением названия "Новый Иерусалим" стали связывать письмо царя Алексея Михайловича патриарху Никону, направленное из Саввино-Сторожевского монастыря (9). Распространенное в многочисленных списках, приложенных к "Известию" Иоанна Шушерина, оно было озаглавлено "Список с государевы грамоты слово в слово, какова прислана, его государевою рукою писана, в Воскресенский монастырь, и по сей грамоте прозвася Новый Иерусалим". В нем царь действительно называл Воскресенский монастырь Новым Иерусалимом, свидетельствовал, что "паки не зарекалися и не зарекаемся, и паки приезжать" и сообщал о посылке 15 стрельцов из Саввино-Сторожевского монастыря в Ново-Иерусалимскую обитель (10). Архимандрит Леонид датировал это письмо 20 октября 1660 г. (11) Впоследствии эту точку зрения поддержал и М.В. Толстой (12). С.К. Севастьянова снизила датировку до 20 октября 1657 г. (13) Обе даты произвольны: в известных мне списках письмо датировано 10 октября без указания года (14). Тем не менее, именно это письмо архимандрит Леонид отождествил с упоминаемым в надписи на Елеонском кресте и в сочинениях Иоанна Шушерина и архимандрита Никанора "царским рукописанием", которое патриарх Никон вложил в серебряный ковчежец и поместил под престолом Воскресенского собора. Основанием для этого заключения архим. Леонид считал упоминание серебряного ковчежца с царским письмом в описи монастырской ризницы 1679 г. (15) Действительно, эта реликвия, хранившаяся под престолом деревянного Воскресенского собора, могла оказаться там после его разборки. Однако содержание письма, находившегося в серебряном ковчежце, не имеет ничего общего с "царским рукописанием" в передаче Иоанна Шушерина. Наконец, по версии последнего, "рукописание" было направлено патриарху Никону вскоре после отъезда царя из Ново-Иерусалимского монастыря, что не находит подтверждения в Дворцовых разрядах: 18 октября 1657 г. Алексей Михайлович возвратился в Москву сразу, без заезда в Саввино-Сторожевский монастырь (16).

Вопрос о том, кто же первым, глава государства или глава Церкви, назвал Воскресенский монастырь "Новым Иерусалимом", и какое отношение к этому имеет вышеупомянутое письмо, позволит решить параллельный анализ официальных документов, исходящих из учреждений, подведомственных царю и патриарху.

Всю статью можно прочитать здесь:
http://www.ierusalim.ru/hram/hram7.php

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Кто и когда назвал Воскресенский монастырь Новым Иерусалимом? | Новый_Иерусалим - Новый Иерусалим | Лента друзей Новый_Иерусалим / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»