• Авторизация


Знания и воспитание в традиционной православной гимназии 03-03-2010 14:11 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Настоятель Крестовоздвиженского собора г. Лесосибирска, благочинный Енисейского округа Красноярской епархии протоиерей Андрей Юревич ­– председатель попечительского совета православной гимназии г. Лесосибирска. О проблемах православных гимназий, о принципах, на которых строятся образование и воспитание в православных школах, – наша беседа с отцом Андреем.

[показать]
 
– Отец Андрей, православные гимназии существуют и развиваются в новой России вот уже 20 лет. За это время накоплен огромный опыт, у каждой гимназии – свой, подчас неповторимый, который был бы интересен и полезен другим. Происходит ли обмен опытом между православными гимназиями?

– К сожалению, за эти 20 лет пока так и не было создано в рамках Русской Православной Церкви единой системы общеобразовательных – на каждом слове делаю акцент – православных школ. В Москве и Московской области были годы, когда общались между собой православные гимназии; и я в этом как-то участвовал, когда приезжал в Москву. Но, по-моему, в последнее время каждая живет сама по себе.

Что же касается всей России, то раз в году мы все встречались на каких-нибудь чтениях, где завязывались контакты, давались номера телефонов и адреса электронной почты, и дальше уже в каком-то вечном частном порядке эти связи поддерживались. Мне представляется, что это какой-то пещерный подход. Так нельзя сейчас. Сейчас невозможно уже обходиться без руководящего центра. Структурированность должна быть. Возможно, через некий портал, интернет- форум…

– Вы имеете в виду методический центр на уровне Русской Православной Церкви?

– Да.

– При отделе религиозного образования и катехизации?

– Это должен быть и аналитический, и информационный, и методический центр. Этот центр должен выступать заказчиком на разработку пособий, быть руководителем «грантовых» программ. Вся информация должна в нем собираться, и он должен отвечать на самые разные вопросы. Здесь должна быть юридическая служба, потому что гимназии очень часто нуждаются и в правовой поддержке, ибо часто не знают всех юридических вопросов, не могут грамотно отстаивать свои права перед государством, на которое работают соответствующие юридические службы. Это также касается финансирования, материального обеспечения, правовых вопросов собственности, аренды помещений.

Да пусть это будет не центр, а хотя бы просто какой-то гостевой форум, куда можно зайти и пообщаться, найти в поиске любую гимназию и соединиться с ней!

Сам ли отдел будет этим заниматься или ассоциация православных общеобразовательных заведений – об этом можно подумать.

– Какие предметные области в гимназическом православном образовании сейчас наиболее проблемны и методически не проработаны?

– Я вижу три области. Это, прежде всего, область вероучительная. До сих пор мы имеет как самое универсальное и, как кажется, лучшее пособие книгу протоиерея Серафима Слободского «Закон Божий». Но она написана в общем-то для условий РПЦЗ и уже достаточно архаична; она на ту, заграничную, традиционную русскую культуру сориентирована – на их язык и стиль. А это все-таки не речь современной России. Современный подход к детям должен быть совсем другой. Я не могу сейчас пока сказать, какой именно, но вот, к примеру, учебник протодиакона Андрея Кураева по основам православной культуры совершенно другой.

Даже терминология вызывает вопросы. «Закон Божий»… Почему «закон»? Не в законе же мы живем, а в благодати. Еще митрополит Иларион в XI веке сказал «Слово о законе и благодати». И, возможно, нам надо думать не о том, как донести до детей информативные знания о Боге, а о том, как их с Самим Богом познакомить. Пусть это даже не учебник будет, а просто методические разработки и рекомендации, какие-то, может быть, курсы, мастер-класс или еще что-нибудь… Но что-то надо делать в этом направлении.

Вторая область – это, конечно же, русская литература. Преподают ее сейчас достаточно агрессивно. Произведения, которые даже в советское время не позволяли себе рассматривать, сейчас разбирают. Я знаю целые области, где в школах, например, заставляют читать роман В. Набокова «Лолита». Зачем?

– Вы говорите об обычных общеобразовательных школах?

– Да, об обычных государственных.

– Там обязывают читать…

– …потому что этот роман часто бывает включен в программу. Но мне кажется, это совсем ни к чему. Все читать, что появлялось за все последние века, не нужно. Надо произведения для разбора в школе как-то отбирать или, по крайней мере, давать какой-то угол зрения на них. А в православной гимназии обязательно давать точку зрения православную, давать оценку произведений соответствующую. Это второе.

Третье – это историко-обществоведческая область. В светских учебниках история классифицируется. И если раньше это было на советский манер, то теперь на соросовский манер, западный. Что это за учебники, в которых мы можем прочесть, что Великую Отечественную войну выиграла Америка?! А Россия чего-то где-то на Восточном фронте как будто бы сделала. Я сам видел такие учебники!

 

Подробнее тут:

http://www.ierusalim.ru/news030310.php

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Знания и воспитание в традиционной православной гимназии | Новый_Иерусалим - Новый Иерусалим | Лента друзей Новый_Иерусалим / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»