• Авторизация


Самоцвет из царскосельской шкатулки 25-11-2008 14:51 к комментариям - к полной версии - понравилось!


В 20 километрах от Санкт-Петербурга обрамленный зеленым бархатом садов и парков Царского Села (ныне г. Пушкин) возвышается величественный Екатерининский дворец. Дворец, скорее напоминающий драгоценную шкатулку, инкрустированную резьбой и лепниной и покрытую яркой лазурью и сусальным золотом. Кажется, что только маги и чародеи способны создать подобную красоту.
Разные диковины и самоцветы хранит сказочный ларец. Но одним из самых знаменитых, окутанным легендами и тайнами, конечно же, является Янтарная комната – чудесное творение рук человеческих, которому была уготована фантастически-невероятная судьба быть в центре внимания не одного поколения императоров, главнокомандующих, архитекторов, ученых, писателей, режиссеров, журналистов, историков, прорицателей и ясновидящих.

Сама Янтарная комната, история которой началась на заре 18 века и продолжается до сих пор, пока не найдена, что привносит некое очарование тайны. А тайны, как известно, любят все. И если в них замешаны знаменитые личности или они связаны с загадочными историческими событиями, то рассказы о них становятся особенно захватывающими.

А начиналось все удивительно. Триста лет тому назад прусский король Фридрих тщетно соперничал с французским «коллегой» – Людовиком XIV, известным как Король-Солнце. И чтобы перещеголять его, распорядился сделать для дворца в Берлине Янтарный кабинет. Пруссия в то время славилась своими мастерами-янтарщиками, и поделки из «солнечного камня» – шкатулки, табакерки, подсвечники, шахматы, кубки – в качестве дипломатических подарков разлетались по всему свету. И вдруг у Фридриха I возникает идея – превратить янтарь из материала для предметов мелких, бытовых в материал для интерьеров, в архитектуру. Однако история – женщина загадочная, и только по одной ей ведомым причинам сохраняются шедевры человеческого таланта, но стираются имена их авторов. Так произошло и с Янтарной комнатой, первоначальное авторство которой в разное время приписывалось Андреасу Шлютеру, Готфриду Туссо, Иоганну Фридриху Эозандеру.

Тем не менее в 1709 году Янтарный кабинет был торжественно открыт, а через две недели вся конструкция рухнула. Часть зеркал и панелей была уничтожена, а уцелевшие отправлены в цейхгауз. Однако существует легенда, что буквально сразу после установки кабинета во дворце стали происходить странные вещи. На закрытых окнах начинали колыхаться занавески, сами собой гасли и вспыхивали свечи, пустые комнаты наполнялись странными голосами и таинственным шепотом, после чего и рухнули панели со всех четырех стен. Король был испуган. Он приказал немедленно арестовать Туссо, обвинив его в государственной измене, Шлютера – выслать из страны, а янтарные панели разобрать и спрятать подальше.

После смерти Фридриха на престол вступил его сын Фридрих-Вильгельм I, которого мало интересовали красоты дворца. Все свои сбережения он тратил на королевскую гвардию. К тому же был чрезвычайно скуп и в 1716 году, когда в Берлин неожиданно пожаловал Петр I, мучительно размышлял, что бы подарить могущественному русскому царю. Решение было найдено: в кладовке лежали никому не нужные янтарные пластины. Петр I уже видел их раньше, когда приезжал к отцу Вильгельма, и поразился янтарной диковине. Существует версия, что Петр I выпросил Янтарную комнату у прусского короля. Так ли это на самом деле – увы, нам уже не узнать. 13 января 1717 года груз с Янтарной комнатой прибыл в Петербург, о чем есть соответствующий документ. А спустя два года прусский король получает ответный подарок – 55 гренадер исполинского роста и собственноручно исполненный Петром кубок из слоновой кости.

Однако при жизни Петра Янтарная комната так и не была собрана: то ли потому, что в том виде, в каком она прибыла в столицу, это было практически невозможно сделать, так как не хватало многих деталей, то ли царю просто некогда было этим заниматься.

Собрали Янтарную комнату уже при дочери Петра I – Елизавете Петровне. В 1743 году она издает указ, в котором значится, что «…кабинет янтарный для убирания в Зимнем доме покоев, в коих я, императорское величество, жительствовать имею соизволить, принять и оборудовать…» При дворе комнату называли не иначе как «зело непростой табакеркой», и спустя время в ней опять стали происходить некие странности. Государыня вызвала в Петербург тринадцать монахов из Сестрорецкого монастыря. Трое суток иноки провели в посте и молитве. На четвертую ночь они вошли в Янтарную комнату. Двенадцать чернецов окружили одного, стоявшего в центре на коленях и читавшего молитву об изгнании беса. После того как минутная стрелка совершала полный оборот, монахи менялись. Следующий становился в центр круга – и так двенадцать раз. Больше ничего сверхъестественного не происходило. Правда, поговаривали, что в правление императрицы Екатерины II в Янтарную комнату снова были приглашены монахи Сестрорецкого монастыря – двое монахов во время обряда умерли от разрыва сердца, их сменили другие, а наутро панели завесили черными рясами и одеждами святых.

Вскоре Елизавета Петровна принимает решение перевезти Комнату в новую парадную резиденцию. Императрица боялась, что перевозка на телегах погубит янтарное чудо, а потому было принято необычное решение: 22 больших панно, 180 янтарных досок полк солдат нес из Петербурга в Царское Село на руках – «бережно, аки малых детей». Монтировал Янтарную комнату Бартоломео Франческо Растрелли. Помещение оказалось слишком большим и высоким, а потому верхнюю часть стен выше карниза закрыли расписанным под янтарь холстом, украсили комнату золотой резьбой. Впервые был введен мотив зеркальных пилястр. Теперь, казалось, весь зал был украшен янтарем. Кроме всего прочего, в янтарную облицовку стен были вставлены флорентийские мозаики из яшмы, нефрита, агата и змеевика с аллегорическими изображениями на них пяти телесных чувств: Зрения, Слуха, Обоняния, Осязания и Вкуса. Освещали комнату 565 свечей.

С тех пор на протяжении двухсот лет Янтарная комната оставалась такой, как ее сделал Растрелли, и именно здесь, начиная с Елизаветы Петровны, русские императоры и императрицы давали аудиенции зарубежным послам, «дабы одним впечатлением от этого дива из солнечного камня показать богатство и мощь своей державы».

Но вот наступает XX век. В Германии к власти приходит Гитлер, и, как всякий правитель, желающий сделать что-то великое, он мечтает о том, чтобы подарить немцам величайший музей мира, который бы превзошел Лувр, Эрмитаж и Метрополитен вместе взятые. А построить его он решил в своем родном Линце – маленьком австрийском городке на берегу Дуная. Построить-то можно, но где взять экспонаты? Решение простое – отобрать у репрессированных евреев, ограбить оккупированные страны, угрозами заставить владельцев за бесценок продать мировые шедевры, ну и, конечно, свое родное арийское искусство.

Нападение фашистской Германии 22 июня 1941 года застало врасплох практически все советские государственные структуры. Музейщики не стали исключением. Однако, как утверждал в одном немецком фильме Анатолий Михайлович Кучумов – ответственный за эвакуацию коллекции музея Царского Села, уже в 1936 году существовали списки наиболее ценных произведений искусства, подлежащих эвакуации. Поразительно, но Янтарной комнаты в этих списках не было. Все же ее решили эвакуировать: обернув все папиросной бумагой, попытались вынуть панно. Но янтарь хоть и податливый, а все же очень хрупкий материал, – и панно стали осыпаться. Было очевидно, что эвакуация невозможна и Комнату придется оставить на месте. Стены были тщательно закрыты бумагой, марлей, ватой, а потом еще сверху досками.

17 сентября 1941 года в Пушкин вошли немцы. И пока генералы в предвкушении любовались открывающимся на горизонте видом города, в Екатерининский дворец приехала специальная команда и за 36 часов разобрала Янтарную комнату. Панели запаковали в ковры, затем в гардины, потом в ящики и отправили в Кёнигсберг, где их прибытия с нетерпением ожидал Альфред Роде, директор кёнигсбергского музея, всю жизнь мечтавший заполучить Янтарную комнату. По какой причине она не попала в Линц и каким образом гауляйтеру Восточной Пруссии Эриху Коху удалось провернуть столь дерзкую операцию – еще одна загадка в «янтарном» деле. Тем не менее Комната была собрана и выставлена в одном из залов кёнигсбергского королевского замка. Все это время, начиная с 1941 года, Роде занимался исследованиями янтарного шедевра. Даже поговаривали, что «на одной из панелей, в тщательно замаскированной щели он нашел тонкие пластины, на которых были изложены подробные инструкции по сборке кабинета, его «использованию» и сокрытию. На этих листах, в том числе, якобы была изложена сложная геометрия тайника, способного навсегда сокрыть кабинет от чужих глаз. Используя алгоритм этой фигуры, Роде руководил строительством системы подземных сокровищниц, в которых, по многочисленным версиям и хранится теперь Янтарная комната. Разгадать этот алгоритм – мечта многих нынешних исследователей Кенигсберга» – правда это или нет, однако в феврале 1944 года случился пожар. Комната слегка пострадала, и Роде немедленно упаковал сокровище в ящики и от греха подальше отправил в один из подвалов замка. С этого момента закончился земной путь «восьмого чуда света» и началась история, полная домыслов и версий, поисков по всему свету, необъяснимых смертей и прочих загадочных событий.

Некоторые «историки» видят в судьбе переменчивых отношений России и Германии прямую связь с судьбой Янтарной комнаты. То немцы чувствовали себя на Руси как дома, то их вдруг выгоняли, и эти периоды каким-то образом совпадали с отношением российских властей к Янтарному кабинету, который то переделывали, то выставляли на всеобщее обозрение. В свою очередь любители нумерологии не раз отмечали тот факт, что, помимо Кёнигсберга, сумма цифр года основания города равна тринадцати лишь у двух европейских городов – Берлина и Москвы. Является ли это простым совпадением или все же имеет отношение к «янтарной диковине» – сказать трудно. Но, вспоминая и перебирая в памяти все события, связанные с подарком прусского короля, очевидно одно: самоцвет из царскосельской шкатулки, это маленькое солнце, осветив путь одним, ослепило других.

И продолжение этой удивительной, таинственной истории еще последует...

(c) Моё (естественно, использовала дополнительный материал по теме)
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
raddis 26-11-2008-12:00 удалить
Хоть бы фотку одну поместили...
Честно говоря, просто не было времени, чтобы подобрать хорошие. Да и в инете при желании можно найти.


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Самоцвет из царскосельской шкатулки | Питер - Питер | Лента друзей Питер / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»