Оригинал взят у
Один из самых эффектных домов нашего города находится в Петербурге недалеко от шумного Невского проспекта,
на тихой Стремянной улице (Стремянная ул., 11).
Доходный дом Бубыря. 1906-1907гг
архитектурный стиль - северный модерн
[показать]
(далее жми на фото для увеличения!)
[133x220]
[170x220]
Построили это здание два замечательных архитектора -
А. Ф. Бубырь и Н. В. Васильев.
Как это часто бывало, в этом творческом содружестве Бубырь взял на себя вопросы планировки здания,
в то время как Васильев разрабатывал рисунок фасада.
[165x220]
[165x220]
[показать]Изначально проект выполнялся для почетного гражданина К. Н. Угрюмова и его сестер, но уже в ходе строительства Бубырь перекупил участок и дом этот вошел в историю архитектуры как доходный дом Бубыря.
[165x220]
[220x165]
[165x220]
Дом этот является одним из высших достижений северного модерна в нашем городе.
Оба архитектора были хорошо знакомы с достижениями этого стиля в Финляндии, где он зародился.
Васильев ездил практиковаться к лидеру этого стиля, Э. Сааринену,
а Бубырь побывал в Финляндии еще в студенческие годы
.
[165x220]
[220x127]
Нижний этаж здания прорезан витринами, аркой въезда и входом, которые оставляют лишь узкие простенки.
Однако облицовка массивными блоками красного пютерлакского гранита создает ощущение мощной опоры. [871x504]
[220x165]
[220x165]
Второй этаж и основание эркера выложены грубооколотым горшечным камнем, имитирующим продолжение гранитных пилонов.
[220x165]
[220x165]
[220x133]
[832x504]Верхняя часть фасада обработана более спокойной, но разнообразной фактурой - для облицовки используется серый кирпич и гладкая цементная штукатурка с "пятнами" шероховатой штукатурки и зеленой поливной плитки (эркер облицован плитами горшечного камня).
[165x220]
[220x165]
[165x220]
[220x165]
[165x220]
[220x165]
[220x165]
Корпуса здания изначально были расположены по трем сторонам участка.
Вот как они выглядят на плане:
[114x240] 1-й этаж
[106x240] 2-5 этажи
[114x240] 6-й этаж
В лицевом корпусе размещались 6-комнатные квартиры, в дворовых флигелях - 5- и 3-комнатные.
10-комнатная квартира домовладельца размещалась на верхнем этаже, занимая, кроме лицевого, часть дворового флигеля.
Двор замыкают невысокие службы с конюшнями и гаражом (сам Бубырь был автолюбителем).
[220x165]
[220x165]
Дворовые фасады выглядят весьма утилитарно и в то же время элегантно. К сожалению, пробраться во двор мне не удалось, поэтому пришлось воспользоваться фотографиями с сайта bubyr.narod.ru (там же я взял и поэтажные планы):
[151x220]
[220x142]
А вот как выглядит парадная лестница и вестибюль здания:
[147x220]
[141x220]
Бубырь жил в этом доме с момента постройки. Здесь была его мастерская. А в 1917-м году здесь же ненадолго поселился и Васильев. К сожалению, Бубырь скончался в 1919-м году, а Васильев эмигрировал, после долгих странствий поселившись в Нью-Йорке.
* * *
примечание: Еще один интересный момент. Судя по тому, что дом имел подражания, он был воспринят как еще один манифест северного модерна (чему способствовало также опубликование проекта в "Зодчем"). Примеры вдохновляющего действия творения Бубыря и Васильева — дом Барсовой на Кронверкском пр., 23 (арх. Евгений Морозов, 1911-1912) и дом Волькенштейн на ул. Широкой (бывш. Ленина), 33 (арх. Сима Минаш (сокурсник Бубыря!), 1910). Страна должна знать своих героев!