• Авторизация


Кто же этот Дэд Мороз??? 08-01-2006 15:33 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[url]http://journal.vz.ru/life/2005/12/30/448.htmlГлянцевый журнал[/URL]

Who Is Mr. Дед Мороз?
Прототипом Деда Мороза был злобный и коварный Морозко. В день зимнего солнцестояния его ублажали юной девственницей, которую отвозили в лес и привязывали к дереву. В остальное время Морозко разгуливал с мешком (куда собирал подношения) и посохом, которым бил непослушных детей. Вот такая сказочка…
Текст: Евгений Алексеев
Фото: GettyImages
Постоянная ссылка

В 1840 году князь Одоевский рассказал старую сказку на новый лад. Его Мороз Иванович отличался добротой и мудростью – не то что Морозко. Он мог одарить серебром и бриллиантами, но мог и наказать за лень и жадность. К 1880-м годам в общественном сознании утвердился некий персонаж с мешком подарков у елки. Правда, звали его по-разному: Святочный старик, Рождественский дед или попросту Елочный дед.

В 1873 году Александр Островский написал пьесу-сказку «Снегурочка» – о дочери Мороза и Весны, которая позже странным образом превратилась во внучку обычных стариков.

С приходом советской власти сказочные персонажи оказались не у дел, причем Снегурочку продержали в ссылке аж до середины прошлого века. Дед Мороз появился на Кремлевской новогодней елке в 1937 году. Его постоянная спутница была отозвана из ссылки стараниями Льва Кассиля и Сергея Михалкова, которые много лет подряд писали сценарии для Кремлевских елок.

Финский Йоулупукки в переводе может означать и «рождественский дед», и, как ни странно, «рождественский козел» (фото REUTERS)
Финский Йоулупукки в переводе может означать и «рождественский дед», и, как ни странно, «рождественский козел» (фото REUTERS)
Родиной Деда Мороза принято считать Великий Устюг, ну а Снегурочка «увидела свет» в имении Островского Щелыково Костромской губернии.

Как должен выглядеть Дед Мороз? По мнению кандидата исторических наук, искусствоведа и этнолога Светланы Васильевны Жарниковой, борода и волосы у Деда Мороза должны быть густые и, конечно, седые. Рубашка и брюки – белые, льняные, украшены белым геометрическим орнаментом. Шуба должна быть длинная, по щиколотку или по голень, обязательно красная (как и шапка), желательно расшитая серебром и отороченная лебединым пухом. На руках – трехпалые перчатки или варежки. Между прочим, еще в каменном веке трехпалость считалась признаком принадлежности к высшему божественному началу. А вот белый пояс с красным орнаментом – это символ связи предков и потомков. Дед Мороз должен быть обут в серебряные или красные, шитые серебром сапоги с приподнятым носком. В сильную стужу Дед Мороз может обуться в белые, шитые серебром валенки. И, наконец, посох – хрустальный, с наконечником в виде месяца или головы быка, символизирующей власть, плодородие и счастье.

Святого Николая, епископа Мерликийского (Ноэль-Баба) из Малой Азии можно считать одним из прообразов всех новогодних персонажей. Добрый чудотворец и гонитель зла, покровитель похищенных и потерянных детей жил в IV веке нашей эры. Когда некий бедняк от нужды собрался отправить на панель своих дочерей, святой Николай ночью через дымоход подбросил в дом три кошелька с золотом, кои попали в девичьи башмаки, сушившиеся у камина. Денег хватило на приданое всем трем дочерям.

Синтер-Клаас, он же Сандеркласс, он же Сайте-Кааса. Нет, это не шпион и не подпольщик. Так называют Санта-Клауса в Нидерландах. Следует отметить, что голландцы одними из первых создали образ святого Николая, одаривающего детей игрушками в Рождество. Кстати, к детям он приплывает на пароходе в сопровождении чернокожих слуг.

Добрый чудотворец и гонитель зла, покровитель похищенных и потерянных детей жил в IV веке нашей эры (фото REUTERS)
Добрый чудотворец и гонитель зла, покровитель похищенных и потерянных детей жил в IV веке нашей эры (фото REUTERS)
Американский Санта-Клаус впервые появился в прессе в 1773 году. В 1821 году Уильям Джилли в стихотворении «Santeclaus» описал его внешность, а профессиональный стоматолог Климент Кларк Мур год спустя издал стихотворный отчет о визите Санта-Клауса. Ну а Хандон Сандблом для рекламы кока-колы в 1931 году создал серию рисунков с уже ставшим традиционным обликом Санта-Клауса в красной куртке, штанах и в красном же колпаке. Очки придали Санте глубокомысленный вид, а трубка, очевидно, символизирует миролюбивость.

Грекам и киприотам подарки на Новый год дарит святой Василий. У итальянцев, очевидно, хорошие крыши. Ведь именно на них Баббе Натале оставляет свои сани и через печную трубу проникает в дом, где для него оставляют немного молока и сладостей.

Еще один святой Николай проживает в Бельгии и Польше. Здесь убеждены, что святой Николай оставляет приютившей его семье золотые яблочки. Странным образом они оказываются в башмаках у каминов. Святой Николай передвигается в митре и белой епископской мантии верхом на коне в сопровождении слуги-мавра по прозвищу Черный Питер.

В Чехии и Словакии в ночь с 5 на 6 декабря – накануне Дня святого Николая – объявляется Микулаш. Внешне он похож на нашего Деда Мороза, но подарки хранит не в мешке, а в коробе. Сопровождают Микулаша ангелочек и чертенок. Плохим детям в рождественский сапог вместо апельсинов кладут картофель или уголь.

Американский Санта-Клаус впервые появился в прессе в 1773 году (фото GettyImages)
Американский Санта-Клаус впервые появился в прессе в 1773 году (фото GettyImages)
Узбекских детишек подарками одаряет Корбобо – в полосатом халате и на ослике в сопровождении внучки Коргыз.

Совсем недавно специалисты узнали о существовании в Карелии некоего Паккайне (Морозец). Дедом его явно не назовешь – уж очень молодой и озорной.

Эхээ Дьыл (Дед Дьыл) из Саха-Якутии имеет самое многочисленное семейство. И особо себя не утруждает: за зиму отвечает жена Хотун, за остальные времена года дочери Саасчаана, Сайыына и Кухуунэй. Внучка Хаарчаана покровительствует снегам.

Увлин Увгун обитает в Монголии. Как и у Эхээ Дьыла, новогодним хозяйством у монголов заведует целая семья. Главе семейства помогают Зазан Охин (Девочка-снег) и Шина Жила (Мальчик-Новый год). Сам Увлин Увгун, как и полагается, великолепный скотовод, а потому и на праздник он приходит в традиционной монгольской одежде скотовода.

Швед Юль Томтен (он же Юль Темтен или Йолотомтен) проживает в заповедном лесу в окружении живописных озер и долин. У него всегда на подхвате снеговик Дасти, озорные мыши, принц с принцессой, ведьмы, Король со Снежной Королевой и, конечно же, вездесущие эльфы. Последние, кстати, добывают золото для елочных украшений и подарков.

Синтер-Клаас, он же Сандеркласс, он же Сайте-Кааса - так называют Санта-Клауса в Нидерландах (фото Corbis)
Синтер-Клаас, он же Сандеркласс, он же Сайте-Кааса - так называют Санта-Клауса в Нидерландах (фото Corbis)
Финский Йоулупукки в переводе может означать и «рождественский дед», и, как ни странно, «рождественский козел». Ничего обидного в этом нет. Просто он носил козлиную шкуру, да и подарки развозил на козле. Живет Йоулупукки, говорят, на горе Корвантунтури (Гора-ухо), поэтому стоит ребенку прошептать желание, как Йоулупукки его услышит. Вместе с ним живет жена Муори и гномы. Послушным детям он дарит подарки, непослушным – розги.










Copyright © 2005 Деловая газета «Взгляд»
Все права защищены
E-mail: info@vz.ru
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Кто же этот Дэд Мороз??? | pudikoff - Дневник pudikoff | Лента друзей pudikoff / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»