МОДЕРНИЗМ (от фр. moderne — новый, новейший, современный) — совокупность эстетических школ и течений конца XIX — начала XX в., противопоставивших себя искусству прошлого и включающих в себя несколько относительно самостоятельных идейно-художественных направлений, различных по своим социальным масштабам и культурно-историческому значению (экспрессионизм, кубизм, конструктивизм, футуризм, сюрреализм и др.). Модернизм появился в качестве реакции на критический реализм, натурализм и позитивизм.
АВАНГАРДИЗМ - (франц. avantgardisme от avant — передовой и garde — отряд) — обобщенное название экспериментальных течений, школ, концепций, идей, творчества отдельных художников XX в., преследующих цели создания совершенно нового искусства, не имеющего связей со старым.
"МИРОВОЕ ДРЕВО АВАНГАРДА и МОДЕРНИЗМА"
ФУТУРИЗМ- (итал. futurismo от лат. futurum – будущее) – авангардистское художественное течение 1910-х– начала 1920-х ХХ в., наиболее полно проявившееся в Италии (родине футуризма) и России. Oтвoдя ceбe poль пpooбpaзa иcкyccтвa бyдyщeгo, фyтypизм в кaчecтвe ocнoвнoй пpoгpaммы выдвигaл идeю paзpyшeния кyльтypныx cтepeoтипoв и пpeдлaгaл взaмeн aпoлoгию тexники и ypбaнизмa кaк глaвныx пpизнaкoв нacтoящeгo и гpядyщeгo. Baжнoй xyдoжecтвeннoй идeeй фyтypизмa cтaл пoиcк плacтичecкoгo выpaжeния cтpeмитeльнocти движeния кaк ocнoвнoгo пpизнaкa тeмпa coвpeмeннoй жизни.
FUTURISMO
[показать]
Итальянский футуризм.
Днем рождения футуризма считается 20 февраля 1909, когда в парижской газете «Фигаро» появился написанный Т.Ф.Маринетти Манифест футуризма. Именно Маринетти стал теоретиком и вождем первой, миланской, группы футуристов. Манифест был обращен к молодым итальянским деятелям искусства («Самые старые среди нас – тридцатилетние, за 10 лет мы должны выполнить свою задачу, пока не придет новое поколение и не выбросит нас в корзину для мусора.»). В манифесте отрицались все духовно-культурные ценности прошлого.
Неслучайно футуризм возник в Италии, стране-музее. «У нас нет жизни, а есть только одни воспоминания о более славном прошлом… Мы живем в великолепном саркофаге, в котором плотно привинчена крышка, чтобы не проник свежий воздух», – жаловался Маринетти. Ввести своих соотечественников на Олимп современной европейской культуры – вот то, что несомненно стояло за эпатажно-крикливым тоном манифеста.
[показать]Группа молодых художников из Милана, а затем и из других городов немедленно откликнулась на призыв Маринетти – и своим творчеством и собственными манифестами. 11 февраля 1910 появляется Манифест художников-футуристов, а 11 апреля того же года – Технический манифест футуристической живописи, подписанный У.Боччони, Дж.Балла, К.Карра, Л.Руссоло, Дж.Северени – наиболее крупными художниками-футуристами.
[показать]
The Futurists in Paris, February 1912.
(L to R. Luigi Russola, Carlo Carra, F.T.Marinetti, Umberto Boccioni, Gino Severini.)
Художники-футуристы стремились вырезать «раковую опухоль» старой культуры ножом техницизма и последних достижений науки. Мотив движения – центральный мотив футуристической литературы и живописи. Поэтика “динамического ощущения” распространяется футуристами не только на механическое движение или движение видимое, но и на движение психики, динамизм внутренний. Футуристов интересует ощущение как таковое, его массовые и безличные формы. Это – ощущение толпы, рожденной на городских улицах, где человек оказывается в окружении безличного динамизма машин и людских масс.
Гоночный автомобиль, «несущийся как шрапнель», представлялся им прекраснее Ники Самофракийской. Футуристы утверждали, что новая техника меняет и человеческую психику, а это требует изменения всех изобразительно-выразительных средств искусства. В современном мире их особенно зачаровывали скорость, мобильность, динамика, энергетика. Свои картины они посвящали автомобилю, поезду, электричеству.
На мировоззрение футуристов оказали сильное влияние идеи Ницше с его культом «сверхчеловека»; философия Бергсона, утверждающая, что ум способен постигать только все окостенелое и мертвое; бунтарские лозунги анархистов. Гимн силе и героизму – почти во всех произведениях итальянских футуристов.
В живописи и скульптуре итальянский футуризм стал предтечей многих последующих художественных открытий и течений. Так, Боччони, использовавший в одной скульптуре самые разные материалы (стекло, дерево, картон, железо, кожу, конский волос, одежду, зеркала, электрические лампочки и т.д.), стал предвестником поп-арта. Стремясь в своих футуристических скульптурах-конструкциях к объединению пластической формы, цвета, движения и звука, Балла предвосхитил и кинетизм, и позднейшие синтетические виды искусства. Итальянские футуристы ввели (или, во всяком случае, попытались ввести) в свои полотна и скульптуры звук. («Наши холсты, – писал К.Карра, – будут выражать пластические эквиваленты звуков, шумов и запахов в театре, в музыке, в зале кино, в публичном доме, на железнодорожном вокзале, в порту, гараже, клинике, мастерской и т.п. Для этого художник должен быть вихрем сенсаций, живописной силой и энергией, а не холодным логическим интеллектом».
Основными центрами футуризма были Милан Рим и Флоренция. В Милане появились первые манифесты футуризма . Но подлинное начало футуризма связано с Римом, где находилась тогда мастерская Балла: в его произведениях, созданных, начиная с 1904, уже появляются новые идеи и новые поиски, близкие футуризму.
Первая значительная выставка итальянских художников-футуристов прошла в Париже в 1912 и затем проехала по всем художественным центрам Европы. Кульминационный момент итальянского футуризма – 1913–1914 гг. – ознаменован появлением специальных галерей и собственных изданий. Наиболее значительные среди них – флорентийский журнал «Лачерба» и римская «Галерея Спровиери».
Во время первой мировой войны энергия первой волны футуризма истощается, объединения распадаются, некоторые из основателей движения погибают на фронте, в том числе самый известный – архитектор-футурист Антонио Сант-Элиа, создавший концепцию города будущего, во многом опередивший самые смелые идеи конструктивизма. Карра обратился к другим экспериментам, Северини и Балла продолжали свои самостоятельные поиски, подчас противоположные идеалам футуризма, Руссоло же посвятил себя музыке.
Началом периода, который позднее будет назван Вторым Футуризмом, принято считать момент опубликования манифеста «Тактилизм» (11 января 1921 г.). Явление Второго Футуризма охватывает период до 1930 года. Второй футуризм отражает сложное развитие итальянского искусства проникновение в него европейской культуры пуризма, конструктивизма, дадаизма (в частности, творчество Прамполини). Наряду с некоторыми членами старой футуристической гвардии (Балла, Маринетти), в движении Второго Футуризма участвовали многочисленные художники младшего поколения.
После смерти Боччони и Сант-Элиа и отходом Карра и Северини, первоначальная единая программа уступила свое место более сложным и разнообразным поискам. Появились новые центры.
Художников Второго Футуризма связывают с предшествующим поколением поиски «переустройства» реальности. Миф о «современности» и технике, столь дорогой футуристам первого поколения, конкретизируется в объекте-эмблеме «современности» - машине, а также в образе человека-робота.
К 1943 году политическая атмосфера в Италии предельно накаляется. После падения режима Муссолини футуристическое движение практически распадается. Однако окончательно история футуризма завершается со смертью человека, создавшего его более тридцати лет назад. Филиппо Томмазо Маринетти умер от сердечного приступа 2 декабря 1944 года
Новая Европа после окончания Второй Мировой войны большей частью по политическим мотивам постаралась “забыть” о футуристическом движении.
И хотя самостоятельного футуристического движения не возникает ни в одной стране (за исключением России), но воздействие футуризма можно отметить во французском, немецком, испанском, английском, венгерском, чешском, бельгийском, польском и японском искусстве. В Нью-Йорке в 1915 году выходил экспериментальный журнал “291”, в Токио существовала футуристическая школа Японии. В Аргентине и Чили существовали футуристически ориентированные группы ультраистов, в Мексике – эстридентистов.
О творчестве наиболее ярких художниках-футуристов я и хочу вам рассказать.
Художники-футуристы до и после "FUTURISMO"
начну я с
Giacomo Balla (Джакомо Балла)LA_MIA