• Авторизация


Репортерские саги 29 (4) 16-12-2004 14:04 к комментариям - к полной версии - понравилось!


ПОЛЮБИТЕ ПИАНИСТА
Веле ШТЫЛВЕЛД
Пилявский Марк Михайлович. Преподаватель-методист, композитор, концертмейстер. Окончил с отличием КВГМУ им. Р. М. Глиэра и ЛОЛГК им. Н. А. Римского-Корсакова. Внучатый племянник Руфь Соломоновны Вайн, известной певицы, профессора, среди воспитанников которой знаменитый тенор Петр Сергеевич Белинник. Двоюродный племянник Фаины Айзенберг – пианистки с мировым именем. Сам учитель музыки, музыкант от Б-га.
Лучшие ученики Марка Пилявского: Дмитрий Таванец (по классу ансамбля) – лауреат международных конкурсов, солист ансамбля «Киевская Камерата», окончил Консерваторию и аспирантуру; Елена Журавель (по классу фортепиано) – преподаватель, композитор, выпускница Национального педагогического Университета им. М. П. Драгоманова; Анна Дмитренко (по классу композиции) – поэт, композитор, лауреат городских и Всеукраинских конкурсов, студентка медицинского факультета Аргентинского университета (г. Буэнос-Айрес); Дмитрий Чесноков (по классу композиции) – композитор, пианист, выпускник Парижской Академии; Анастасия Онопченко (по классу композиции) – лауреат городского и Всеукраинского конкурса, ученица ДМШ №35; Екатерина Яловая – ученица ДМШ №35; Марина Метельская – ученица ДМШ №35.
Мы встретились с Марком и его коллегой, таким же, как и он, педагогом, музыкантом-исполнителем в музыкально литературном клубе КИНОР, где исполнительское мастерство пианиста и певицы – учителей музыки – потрясло собравшихся. В задушевном разговоре удалось узнать и о Евстифеевой Ирине Михайловне. Преподаватель-методист, дирижер-хормейстер, вокалист. Выпускница КВГМУ им. Р. М. Глиэра и Харьковского Института искусств. Дочь известного архитектора, профессора КИСИ М. Ф. Евстифеева. Член Киевской Ассоциации эстрадных деятелей Украины. И снова лучшие ученики: Миненко Анна – по окончании ДМШ №1 г. Киева и КВГМУ им. Глиэра несколько лет пела в оперном театре г. Стамбул (Турция). Сейчас учится в Национальной Музыкальной Академии им. П. И. Чайковского; Князева Ольга – выпускница ДМШ №35, лауреат Всеукраинского конкурса (2 место), студентка КВГМУ им. Р. М. Глиэра (класс Народного артиста Украины Т. Н. Джоласа), преподаватель ДМШ №35 (с 1.09.2004г.); Яжук Александра – ученица ДМШ №35, лауреат Международного и трех Всеукраинских конкурсов (1 место). Ее называют «украинским Робертино Лоретти». Стипендиат А. А. Омельченко; Кириченко Ирина – ученица ДМШ №35, лауреат трех Всеукраинских конкурсов (2 место); Крат Екатерина – ученица ДМШ №35, лауреат двух Всеукраинских конкурсов (2 место). Всего у И. М. Евстифеевой за все годы ее работы в различные музыкальные учебные заведения поступило 25 человек. Среди них – Андрей Хорсик, Анастасия Бургарова, Людмила Папушина, Валерия Мовчанюк, Елена Лукашевич, лауреаты Всеукраинских конкурсов и фестивалей Ирина Гриб, Ольга Винокурова.
И вот о чем у нас получился проблемный заинтересованный разговор. Вопросы шли то личные, то совместные, но вместе вырисовывался образ современных музпедагогов-подвижников.
Например, в чем же секреты педагогического мастерства И. М. Евстифеевой?
Во-первых, в том, что она прекрасно поет на сцене. В ее репертуар входят произведения всех времен и стилей – от Баха до 21 в. Во-вторых, в умении правильно определять и ставить голоса. Ведь известно (хотя почему-то забыто), что тенор никогда не развивается по законам баса, а меццо-сопрано по законам сопрано. А ведь, как правило, приходится видеть, что ученики какого-либо преподавателя поют совершенно одинаковыми голосами одни и те же произведения без учета голосовой и творческой индивидуальности. Ирина Михайловна категорически отвергает подобный подход и считает его совершенно неприемлемым, даже в чем-то преступным. В-третьих, четкое понимание того, что любая система обучения вокалу базируется на строгой классике. Никогда вокалист не сможет исполнить по-настоящему ни один эстрадный шлягер, если он не владеет навыками и знаниями высших образцов вокального искусства 16-19 вв. Конечно, бывают гениальное самородки, не знающие нотной грамоты, но при этом смотрящиеся как профессионалы, хотя это огромная редкость. В основном же «раскрутка» без настоящего обучения на одних популярных эстрадных песнях абсолютно ничего не дает, а наоборот, гробит индивидуальность и голос. Вот почему следует не лениться, а учиться по-настоящему, знать основы вокала, сольфеджио, музыкальной литературы, владеть хотя бы одним музыкальным инструментом, искусством хореографии. Все это отражено в Программе по вокалу для школ эстетического воспитания Украины, составленной И. М. Евстифеевой совместно с М. М. Пилявским, утвержденной Министерством Культуры и искусств Украины и увидевшей свет в 2003 г.
Есть ли у Марка Пилявского какие-либо секреты педагогического мастерства?
Пожалуй, только очень высокая требовательность к себе, нежелание (или даже неумение) фиксироваться на собственных достижениях, постоянное самосовершенствование, человеческая скромность и простота в общении. Ну и, естественно, концертная деятельность, хорошее чувство сцены, зрителя, слушателя, контакт с аудиторией, богатство знаний музыкального материала, творческих стилей, ощущение Законов развития истории музыки.
«Талант – не личная заслуга, – говорит Марк Михайлович, – он дается один раз на всю жизнь, а вот подтверждать его следует ежедневно и до конца».
Пришлось и затронуть вечный неудобный вопрос, когда пришлось поговорить о конкретных проявлениях антисемитизма не только на бытовом, но и на профессиональном уровне.
[показать]
"На бытовом, и не только, уровне эта проблема была и остается, поскольку искусственно подогревается с разных сторон. – Начинает разговор Марк Пилявский, – Иногда просто от недомыслия, иногда преднамеренно. Но она не является самостоятельной, а есть частью гораздо более обширного комплекса проблем – борьбы посредственности и яркой индивидуальности. Мы порой сетуем на то, что наш эфир заполнен музыкой и музыкальными программами с очень низким художественным вкусом. Вместо Билаша, Майбороды, Поклада, Шамо – Бог весть что передают. Причем объясняют это «требованиями современной аудитории». Это как же нужно не понимать и не уважать свой народ, чтобы считать его таким несовершенным. А на самом деле все очень просто. Если бы наши таланты не искали, как правдами и неправдами пробиться сквозь стену отчуждения к свету и к своим слушателям, а шли бы спокойно и уверенно – мы уже давно имели бы и своего Баха, и своего Моцарта, и своего Чайковского, Дунаевского, Шостаковича… Но не тут то было. Говорят мол, деньги решают. Да, решают многое, но не все. Руководители, педагоги решают не меньше. Вот только каждый ли из них может лелеять и взращивать те драгоценные зерна, брошенные в землю самим Господом, чтобы вырастало из них самое драгоценное, святое будущее? Увы, нет. Мне как раз повезло. В школе меня учил Иннокентий Глебович Кудрявцев, в КВГМУ им. Р. М. Глиэра – Александр Михайлович Канерштейн, Валерий Давыдович Подвала и Владимир Владимирович Тылык. Потом была Ленинградская консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. И параллельно – работа в музыкальных школах. Дети привязывались ко мне чисто по-человечески, и не столько из-за меня, сколько из-за того, что многие из них практически не имели контакта со своими преподавателями. Больно было видеть, как на твоих глазах талантливый ребенок теряет веру в свои возможности, интерес к музыке и культуре в целом. Но это еще – полбеды. Мне пришлось дважды столкнуться с тем, как администрация школы просто выживает ярких и самобытных преподавателей – как раз тех, кто хочет и умеет развивать способности детей, прививать высокое творческое начало. Так было в ДМШ №11. Так было и есть в школе искусств им. С. Турчака, и этот пример, пожалуй, наиболее примечательный. Не называя имени директора этой школы – он того не достоин, – скажу только, что этот человек и его жена, которая там же преподает, делают все, чтобы профессионализм и художественный талант уступали место ничтожной посредственности. Чего только стоит пример с вышеупомянутой Аней Дмитренко, лауреатом городских и открытого Всеукраинского конкурса юных композиторов! Непосредственно директор школы всячески препятствовал исполнению ее произведений , позволял себе закулисные и прилюдные оскорбительные выпады в ее адрес, а заодно и в мой, как преподавателя. Какая уж тут педагогическая этика… Зато в школе постоянно выдвигались другие ученики, порой ничего из себя не представляющие, но снискавшие симпатии директора и его жены по каким-то им только ведомым причинам. А в результате Украина потеряла потенциального яркого музыканта – Аня с семьей уехала в Аргентину, там поступила в Университет и получила международное признание. И ее произведения с удовольствием исполняют дети (и не только дети) в разных странах мира. К сожалению, данный пример далеко не единственный. Ирина Евстифеева также стала жертвой того же директора. Ей запрещали вести эстрадный вокал, ее учеников не включали в концерты, хотя они всегда были самыми лучшими в городе. Зато теперь, в ДМШ №35 мы видим, что есть и настоящие люди. И администрация этой школы в лице директора, замечательного человека, Заслуженного работника культуры Александра Григорьевича Шалита и завуча Леонида Ефимовича Мирочника делает все возможное и невозможное, чтобы культура в стране жила, а профессия педагога и музыканта не потеряла свой престиж окончательно и бесповоротно. И мы безумно благодарны этим людям за то, что они есть. Было бы таких побольше в разных сферах жизни – и не было б необходимости говорить об антисемитизме, равно как и не нужна была бы эта статья"...
И тогда творческий тандем Ирины Евстифеевой и Марка Пилявского был бы еще ярче и разнообразнее, там более, что своей кульминации еще не достиг – все впереди. И как бы ни относились к этому окружающие – с любовью, пониманием, завистью или безразличием – очевидно одно: эти преподаватели находятся на правильном пути и заслужили того, чтобы им можно было доверить такое нелегкое и ответственное дело, как воспитание детей, закладка фундамента будущего общества.
[показать]
…В дни Оранжевой революции на Крещатике мне пришлось встретиться с представителями музыкальной интеллигенции из областного Ивано-Франковска. Они и рассказали о камерном оркестре "Harmonia Nobile", основанный еще в 1985 г. при Ивано-Франковкой областной филармонии, ставший впоследствии лауреатом рядом конкурсов в Польше, Белоруссии, России и Казахстане. Среди участников: немцы, украинцы, евреи, за спиной и в планах – многочисленные мировые гастроли, особое место репертуаре занимает духовная музыка от оркестрового пасиона И. Гайдна "Семь слов спасителя на Кресте" до оратории "Иудей Макковей" Г. Генделя. И это прекрасно. Так вот, при столь прекрасном музыкальном коллективе, общая музыкальная ситуация, увы и ах… Очень немногие потомственные украинские музыканты могут отправить детей на учебу… в Киевскую консерваторию!!! Цены на жизнь и обучение просто непомерны для родителей талантливой молодежи из областного Ивано-Франковска! За этой гранью правды ежедневный подвижнический труд киевских музыкальных педагогов Ирины Евстифеевой и Марка Пилявского заслуживает не только на особое внимание, но и популяризацию
Киев, 18 ноября 7 декабря 2004 г.

[показать]


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Репортерские саги 29 (4) | soprotivlenie - Дневник mag_est_or | Лента друзей soprotivlenie / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»